Исторические вехи многих современных государств на протяжении веков воспитывали поколения людей, помогали отражать в их сознании окружающий мир, соотносить свое поведение с поведением других людей.
Если человек активно принимает участие в общественной жизни, приобщается к ее культурному наследию, к культуре в целом как совокупности формальных и неформальных институтов, принципов и норм, явлений и факторов, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, принимает участие в деятельности государства в области культуры, влияющей на сохранение, производство, трансляцию и распространение духовных ценностей (этических, эстетических, интеллектуальных, гражданских и т.д.) [1], то только тогда он — человек, формирующий и развивающий свое сознание.
Формирование и становление государства невозможно представить без развития права, правовой культуры общества, без создания системы просвещения граждан в целом и правового просвещения граждан в частности в различных сферах жизнедеятельности, чтобы у всех и каждого были действительно сформированы и правовое сознание, и высокий уровень правовой культуры.
Правовое самовоспитание для любого человека логично начинать с принятия твердого решения о необходимости своего правового совершенствования. И чтобы сознательно определиться с целью своего правового самовоспитания (а такой целью в сознании человека должен быть идеальный образ высокой правовой культуры), каждый должен глубоко усвоить понятие и структуру правовой культуры, обладать знаниями и умениями анализа состояния и уровня собственной правовой культуры, обладать знаниями и умениями относительно того, как использовать намеченную цель, идеальный образ высокой правовой культуры, содержащийся в его правовом сознании, в качестве инструмента для эффективного управления процессом самовоспитания [15]. Б.А. Кистяковский писал, что «...правом является... всякое действительно жизненное народное убеждение о должном в правовом отношении... Право — не только существующие нормы права (законодательство), но и то, что живет лишь в сознании народа и еще не получило точного выражения в нормах официального права» [6, c. 450].