По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 930.2

Правовое регулирование служебной карьеры преподавателей университетов Российской империи

Т.И. Еремина канд. юрид. наук, канд. ист. наук, доцент кафедры государственного права, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена

В статье рассматриваются особенности правовой регламентации служебной карьеры преподавателей университетов Российской империи в XIX – начале XX века. Раскрывается содержание карьерного характера учебной службы в университетах.

Литература:

1. Перфилова Т.Б. «Ученое сословие» России в правовом пространстве уставов Императорских университетов: монография. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014.

2. Сердюцкая О.В. Преподавательская служба в Российской империи второй половины XVIII века // Вопросы истории. — 2008. — № 10.

3. Мельников В.П., Нечипоренко В.С. Государственная служба в России: отечественный опыт организации и современность: учеб. пособие. — М.: Изд-во РАГС, 2003.

4. ПСЗ РИ. Собрание первое. — Т. XXVII. СПб., 1830. — № 20551.

5. ПСЗ РИ. Собр. I. — Т. XXVII. — СПб., 1830. № 20597.

6. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. — Т. 1. Царствование императора Александра I. 1802–1825. — СПб., 1864.

7. ПСЗ РИ. Собрание первое. Т. XXVIII. СПб., 1830. — № 21498, 21499, 21500.

8. ПСЗ РИ. Собр. II. Т. XIX. — Отд. 1-е. СПб., 1845. — № 17806.

9. Кричевский Г.Г. Ученые степени в университетах дореволюционной России // История СССР. — 1985. — № 2.

10. Кононова С.В., Якушев А.Н. Развитие разрядов наук в университетах Российской империи // Высшее образование в России. — 2010. — № 4.

11. ПСЗ РИ. Собр. II. Т. XXXVIII. Отд. 1-е. СПб., 1863. — № 39752. — Ст. 144.

12. Университетская реформа 1863 г. в России / Сост. и вступ. ст. В.А. Томсинов. М.: Зерцало, 2012. — С. LXVIII–CXVII.

13. Сборник распоряжений по министерству народного просвещения. — Т. 14. — 1898–1900. — СПб. 1904.

14. Список лицам, служащим по ведомству министерства народного просвещения: 1884/5 учебный год. СПб, 1884.

15. Журнал министерства народного просвещения. — 1885. — Июль.

Оформление статуса преподавателей университетов как государственных гражданских служащих началось в XVIII веке. В этот период профессиональные качества, выслуга, личная преданность были законодательно закрепленными критериями для продвижения по службе.

В XIX – начале XX века в Российской империи увеличивается количество университетов и число служащих в университетах преподавателей. Если в 1808 г. в России функционировало пять университетов, в которых работали 177 преподавателей, то в 1913 г. в десяти университетах (не считая Гельсингфорсского) трудились более полутора тысяч преподавателей [1, с. 403]. Постепенно профессура превращалась в добросовестных служащих империи, исполнявших свои обязанности за денежное вознаграждение. Совмещение служения науке и карьеры чиновника было характерной особенностью профессиональной преподавательской деятельности в университетах [2, с. 105].

С появлением Табели о рангах государственная служба приобретает карьерный характер. В узком понимании карьеры ее механизм включал в себя условия начала и прекращения службы, порядок ее прохождения, основания и процедуры повышения в чине и должности, технологию стимулирования служебного положения, контроль за повышением статуса в официальной иерархии при строгом соблюдении установленных правил и другое [3, с. 67]. В «учено-учебной» службе присутствовало более широкое понимание карьерного характера государственной гражданской службы.

Служебная карьера находившихся на «учебной службе» преподавателей университета была связана, как и у других государственных гражданских служащих, с восхождением по чиновничьей иерархической лестнице. В общей гражданской службе важными и значимыми для карьеры понятиями считались чин и должность. В законодательстве о службе в университетах значимыми и определяющими карьеру преподавателей понятиями, помимо чина и должности, были ученая степень и звание. Квалификационные требования к профессорско-преподавательскому корпусу, находившемуся на государственной службе, предъявлялись высокие, что проявлялось в необходимости наличия соответствующих ученых степеней и званий для занятия должностей учебной службы. В этом заключалась особенность продвижения по службе в университетах.

Для Цитирования:
Т.И. Еремина, Правовое регулирование служебной карьеры преподавателей университетов Российской империи. Юрист ВУЗа. 2018;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: