Нормы трудового права, регулируя поведение участников трудовых отношений, формируют у работников стимулы к труду, влияют на их внутренние мотивы, интересы и потребности. Среди путей формирования поведения работников особое место занимает стимулирование труда, которое реализуется через создание условий трудовой деятельности, побуждающих их действовать определенным образом.
Суть стимулирования труда состоит в том, что работники в результате выполнения требований, предъявляемых к ним, получают определенные выгоды, повышающие их благосостояние и приносящие им нравственное удовлетворение [1, с. 58].
Стимулы, являясь источником человеческих побуждений, представляют собой некую силу, в той или иной мере заставляющую человека распределять свою энергию и, приобретая правовую форму, способны активизировать его трудовую деятельность.
Закрепленное в законодательстве поощрение должно проявляться как стимул к правомерному поведению, которое включает в себя совершение действий, предписываемых правом, и воздержание от запрещенных действий.
Трудовой кодекс РФ по существу сохранил положения ст. 131 КЗоТ РСФСР, которые касались поощрений за успехи в работе. В соответствии с названной статьей: за образцовое выполнение трудовых обязанностей, повышение производительности труда, улучшение качества продукции, продолжительную и безупречную работу, новаторство в труде и за другие достижения в работе применялись следующие поощрения:
1) объявление благодарности;
2) выдача премии;
3) награждение ценным подарком;
4) награждение почетной грамотой;
5) занесение в Книгу почета, на Доску почета (Кодекс законов о труде Российской Федерации от 09.12.1971 (ред. от 10.07.2001), ст. 131 ).
В настоящее время поощрениям за добросовестный труд посвящена ст. 191 ТК РФ, в соответствии с которой работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).