По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.22

Правовое регулирование подготовки научных кадров высшей квалификации в докторантурах образовательных и научных организаций

Мошкова Дарья Михайловна старший преподаватель кафедры финансового права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина, кандидат юридических наук, Россия, 123995, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9, email: d.m.moshkova@mail.ru
Лозовский Дмитрий Львович заместитель начальника Юридического управления НИЯУ МИФИ, кандидат юридических наук, 115409, г. Москва, Каширское ш., д. 31, e-mail: DLLozovskij@mephi.ru

В рамках данной статьи исследуется проблема правового регулирования подготовки соответствующих кадров в докторантурах научных и образовательных организаций в условиях реформирования сферы образования. Проводится анализ истории появления ученых степеней, в частности ученой степени доктора наук, и их нормативного закрепления. Рассматриваются основные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в области подготовки научных кадров в докторантурах, в настоящее время. Выявляются изменения в действующем законодательстве в свете проводимой образовательной реформы, а также противоречия и недостатки данных изменений.

Литература:

1. Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности // http://asozd2.duma.gov.ru/

2. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учебное пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.

3. Климов А.Ю. История создания положений о производстве в ученые степени в Российской империи (1747–1837 гг.): Автореф. дис. на соискание ученой степени д-ра ист. наук. — Пятигорск: ПГТУ, 2008.

4. СПС «КонсультантПлюс».

5. Якушев А.Н. Организационно-правовой анализ подготовки научных кадров и присуждения ученых степеней в университетах и академиях России (1747–1918): История и опыт реализации: Автореф. дис. на соискание ученой степени д-ра юрид. наук. — СПб.: Санкт-Петербургская академия, 1998.

На сегодняшний день в Российской Федерации происходит процесс реформирования системы образования. Этот процесс затрагивает все сферы и этапы образовательной деятельности. Ключевым моментом в процессе осуществления реформы системы образования стало принятие Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В целях внесения изменений в другие федеральные законы, содержащие нормы, регулирующие сферу образовательной деятельности, Правительством Российской Федерации внесен на рассмотрение в Государственную думу законопроект № 121975-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» [1].

В связи с введением в действие Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в рамках статьи уделяется особое внимание изменениям, затрагивающим регулирование подготовки научных кадров высшей квалификации в докторантурах образовательных и научных организаций.

Ученая степень доктора наук является классической для отечественной системы подготовки научных кадров высшей квалификации. Ученая степень доктора наук стала присуждаться Болонским университетом в Италии в 1130 году. Спустя ровно сто лет эту степень начал присуждать Парижский университет. Следует отметить, что в российских университетах ученая степень доктора наук существовала начиная с правления Петра I, однако ее нормативное закрепление носило эпизодический и фрагментарный характер. 20 января 1819 года император Александр I утвердил доклад Главного правления училищ «О производстве в ученые степени, на основании Положения, у сего прилагаемого» [3]. Указанным документом устанавливались четыре ученые степени, а именно действительный студент, кандидат университета, магистр и доктор. Также в нем были определены общие правила испытания, правила для получения степеней, преимущества, сопряженные с учеными степенями. В частности, в соответствии с «Табелью о рангах» при поступлении на государственную службу «доктор» получает чин VIII класса («коллежского асессора») [5].

Для Цитирования:
Мошкова Дарья Михайловна, Лозовский Дмитрий Львович, Правовое регулирование подготовки научных кадров высшей квалификации в докторантурах образовательных и научных организаций. Ученый совет. 2014;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: