По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.2

Правовое регулирование образовательной миграции в контексте экспорта образования: зарубежный опыт

В.И. Скоробогатова канд. юрид. наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, Москва

Формирование государственно-правового механизма продвижения российского образования за рубежом является приоритетным направлением в рамках задач, поставленных Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 г. № 204, в части удвоения численности иностранных студентов к 2024 г. [1]. Приемная кампания 2020 г. по приему иностранных студентов в условиях пандемии и карантинных ограничений стала одной из сложнейших, и ее последствия будут ощущаться еще долгие годы, как в России, так и в других странах. С целью обобщения и систематизации лучших практик автор изучает зарубежный опыт образовательной миграционной политики и конкретных государственно-правовых механизмов в ряде стран, вычленяя общие системные подходы. Изучение опыта применения мер и механизмов поддержки образовательной миграции в ведущих странах — экспортерах образования представляет особый интерес в текущей сложной политической и эпидемиологической ситуации, поскольку позволяет совершенствовать государственное регулирование миграционной образовательной политики в контексте экспорта образования в Российской Федерации.

Литература:

1. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 г. № 204. URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/43027.

2. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» от 30.11.2016 г. № 640. URL: http:// kremlin.ru/acts/bank/41451/page/1.

3. Указ Президента Российской Федерации «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года» от 31.10.2018 г. № 622. URL: http://kremlin.ru/ acts/news/58986.

4. Стратегия развития экспорта услуг до 2025 года : утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.08.2019 г. № 1797-р. URL: http:// government.ru/docs/37669.

5. Экспорт российских образовательных услуг : стат. сб. Вып. 10. М. : ГИРЯ им. А.С. Пушкина, 2020.

6. The Coronavirus Crisis and the Future of Higher Education. URL: https://info. qs.com/rs/335-VIN-535/images/the-coronavirus-crisis-and-the-future-of-higher-education.pdf.

7. UK-India Education and Research Initiative. URL: http://www.ukieri.org.

8. The UK’s relations with Saudi Arabia and Bahrain: Government Response to the House of Commons Foreign Affairs Committee’s Fifth Report of Session 2013–2014 (HC88). URL: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/ attachment_data/file/282518/8780.pdf.

9. UK Science and Innovation Network: Gulf. URL: https://www.gov.uk/government/ priority/uk-science-and-innovation-network-gulf.

10. British Council. Партнерская программа «Ньютон — Аль-Фараби». URL: http:// www.britishcouncil.kz/ru/newton-al-farabi.

11. Pathway Student Visa pilot. URL: https://www.immigration.govt.nz/aboutus/media-centre/news-notifications/pathway-student-visa-pilot-update.

12. The Education (Pastoral Care of International Students) Code of Practice. URL: http://www.legislation.govt.nz/regulation/ public/2019/0064/latest/whole.html.

13. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации“ в части упрощения порядка трудоустройства в Российской Федерации обучающихся в российских профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования иностранных граждан и лиц без гражданства» от 06.02.2020 г. № 16-ФЗ // Российская газета. 2020. 10 февр.

14. Ростовская Т.К., Скоробогатова В.И. Российское миграционное законодательство: за или против академической мобильности? // Миграционное право. 2019. № 3. С. 21.

15. Перечень поручений по вопросам реализации «Концепции государственной миграционной политики на 2019– 2025 годы» Президента РФ В.В. Путина от 06.03.2020 г. URL: http://kremlin.ru/acts/ assignments/orders/62960.

Актуальность. Важность регулирования образовательной миграционной политики в контексте экспорта образования обозначена в стратегических приоритетах государственной политики, которые обозначены в Концепции внешней политики Российской Федерации [2], Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года [3], Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года [4], национальных проектах. Изучение и использование лучших практик зарубежного опыта представляется в этой связи актуальным и целесообразным.

Изученность проблемы. Исследованиям проблем, особенностей и закономерностей развития международного рынка образования посвящены работы зарубежных исследователей: Ф. Альтбаха, М. ван дер Венде, Р. Эланда; различным барьерам при реализации экспорта российского образования, изучению зарубежного опыта посвящены работы российских исследователей: А.Л. Арефьева, О.А. Бакуменко, Д.П. Билибина, С.Ю. Кашкина, Г.А. Красновой, М.Ю. Махотаевой, С.В. Рязанцева, Ф.Э. Шереги, В.М. Филиппова и др.

Образовательная миграция, экспорт образования привлекают внимание представителей практически всех гуманитарных дисциплин — экономики, социологии, политических наук, социальной психологии и педагогики, но практически не изучены правовые механизмы, не сформированы предложения по преодолению барьеров с точки зрения права. В формировании предложений по совершенствованию законодательства в части образовательной миграции и состоит целесообразность и научная новизна данной публикации.

Цель исследования — изучение системных правовых проблем образовательной миграции, задачи исследования — анализ государственно-правовых механизмов поддержки экспорта образования в ведущих странах-экспортерах образования, которые имеют значительный положительный опыт, и определение оптимальных правовых механизмов образовательной миграции, которые могут быть имплементированы в российское законодательство в текущих условиях.

Теоретическая значимость работы заключается в разработке и научном обосновании государственноправовых механизмов, необходимых для решения актуальных задач образовательной миграции, практическая значимость — в разработке конкретных законодательных инициатив в этой сфере с активным участием университетского сообщества. В этой ситуации, по мнению автора, необходимо было бы обратить внимание на законодательную поддержку экспортной деятельности российских вузов, а также на снятие ограничений и барьеров в рамках образовательной миграции.

Для Цитирования:
В.И. Скоробогатова, Правовое регулирование образовательной миграции в контексте экспорта образования: зарубежный опыт. Юрист ВУЗа. 2022;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: