В соответствии со стратегией развития строительной сферы, рассчитанной до 2030 г., разработку которой осуществили специалисты Министерства строительства и ЖКХ РФ, отечественное строительство, как и экономика страны, находится перед системными вызовами, отражающими тенденции в мире, а также внутренние барьеры развития.
Именно от успешности функционирования строительной сферы зависит состояние всех отраслей экономики. В ходе решения масштабных экономических задач строительная сфера формирует заказ на поиск наиболее оптимальных решений (организационных, технологических и технических), которые бы обладали мультипликативным эффектом. При этом существует необходимость в преобразовании строительной отрасли, благодаря которому можно было бы более эффективно разрешать ключевые задачи, касающиеся:
• увеличения объемов постройки объектов жилой недвижимости;
• реализации крупных инфраструктурных проектов, которые бы способствовали развитию промышленно-экономического потенциала РФ.
На данный момент управление строительством в РФ рассматривается в качестве системы по регулированию этого вида деятельности с обязательным воздействием со стороны государственных органов. Государственный строительный надзор — это единственный орган, из названия которого можно определить его контрольную и надзорную функции.
На территории Российской Федерации регулирование строительной деятельности реализуется на трех уровнях:
• Государственном.
• Региональном.
• СРО (саморегулируемые организации).
Если говорить о государственном регулировании строительной деятельности, то оно осуществляется уполномоченными органами, сотрудники которых совершают действия, направленные на упорядочивание экономических отношений в строительной отрасли.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации строительный надзор реализуется при:
1) возведении объектов капитального строительства, в случае если их проектная документация подлежит государственной экспертизе или же является типовой либо ее модификацией;