Понятие инклюзивного образования получило закрепление в отечественном законодательстве относительно недавно, хотя, надо отдать должное, сам термин существует уже длительное время.
Общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Федерации (Конституция Российской Федерации, 1993), посему общее правовое регулирование сферы инклюзивного образования осуществляется федеральными актами, а отдельные вопросы решаются посредством актов субъектов. Необходимо отметить, что на уровне субъектов РФ нормативно-правовое регулирование вопросов инклюзивного образования развивается достаточно активно. В большинстве законов субъектов РФ об образовании отражены общие положения об инклюзивном образовании сообразно положениям федерального законодательства. Вместе с тем в некоторых субъектах РФ приняты специальные нормативные правовые акты, направленные на реализацию идей инклюзии в образовании [1].
Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [10].
В подзаконных актах под инклюзивным образованием понимается совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений [4].
Другими словами, инклюзивное образование подразумевает совместное обучение и проведение досуга лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее — лица с ОВЗ) и лиц, не имеющих таких ограничений. Проблеме инклюзии посвящены не только акты внутреннего законодательства, но и нормы международного законодательства.
Политической и моральной основой являются Международный билль о правах человека, включающий Всеобщую декларацию прав человека [3], Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах [7], Конвенция о правах ребенка [5], а также Всемирная программа действий в отношении инвалидов [2].