По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.3 DOI:10.33920/nik-02-2209-05

Правовое регулирование инклюзивного образования в России: гражданско-правовой аспект

Марьина Анастасия Александровна канд. юрид. наук, доцент коммерческого права Московского гуманитарного университета, Доцент кафедры юриспруденции Московского международного университета, 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, эл. адрес: marina.a.a@inbox.ru

В статье анализируется гражданско-правовой аспект правового регулирования реализации инклюзивного образования. Несмотря на то что инклюзивное образование достаточно подробно регулируется посредством международного законодательства, федеральных законов и подзаконных актов, невозможно учесть в них все потребности конкретных лиц при получении образования в конкретных организациях. И в этом случае детализация прав и обязанностей обучающихся и образовательных организаций в целях удовлетворения потребностей инвалидов должна осуществляться посредством заключения гражданско-правовых договоров на оказание образовательных услуг. Договоры могут быть заключены как между образовательным учреждением и обучающимся (его представителем), так и между образовательным учреждением и сторонними организациями, призванными способствовать обеспечению гарантированных прав и обязанностей нуждающихся обучающихся. Каждый из указанных видов договоров призван регулировать определенный круг отношений, составляющий его предмет, а также определять права и обязанности сторон, характеризующие реализацию процесса инклюзивного образования.

Литература:

1. Волкова Н.С., Пуляева Е.В. Конвенция ООН о правах инвалидов и развитие инклюзивного образования в Российской Федерации // Журнал российского права. — 2017. — № 9. — С. 55–66.

2. Всемирная программа действий в отношении инвалидов (принята Резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи ООН от 03.12.1982) // ООН. Конвенции и соглашения [Электронный ресурс]. — URL: Всемирная программа действий в отношении инвалидов — Конвенции и соглашения — Декларации, конвенции, соглашения и другие правовые материалы (un.org) (дата обращения 27.02.2022).

3. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. — № 67. — 1995. — 5 апр.

4. Закон г. Москвы от 28.04.2010 № 16 (ред. от 14.12.2016) «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — URL: Закон г. Москвы от 28.04.2010 № 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» / КонсультантПлюс (consultant.ru) (дата обращения 27.02.2022).

5. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. — 1993. — Выпуск XLVI.

6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — URL: «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) / КонсультантПлюс (consultant.ru) (дата обращения 27.02.2022).

7. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости Верховного Совета СССР. —1976. — 28 апр. — № 17. — Ст. 291.

8. Письмо Минобрнауки России от 02.02.2016 № ВК-163/07 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по подготовке и организации профессионального ориентирования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в инклюзивных школах» // Вестник образования России. — 2016. — № 8.

9. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993) // СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс]. — URL: «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993) / КонсультантПлюс (consultant.ru) (дата обращения 27.02.2022).

10. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — URL: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) / КонсультантПлюс (consultant.ru) (дата обращения 27.02.2022).

1. Volkova N.S., Pulyayeva Ye.V. Konventsiya OON o pravakh invalidov i razvitiye inklyuzivnogo obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii // Zhurnal rossiyskogo prava. — 2017. — № 9. — S. 55–66.

2. Vsemirnaya programma deystviy v otnoshenii invalidov (prinyata Rezolyutsiyey 37/52 General'noy Assamblei OON ot 03.12.1982) // OON. Konventsii i soglasheniya [Elektronnyy resurs]. — URL: Vsemirnaya programma deystviy v otnoshenii invalidov — Konventsii i soglasheniya — Deklaratsii, konventsii, soglasheniya i drugiye pravovyye materialy (un.org) (data obrashcheniya 27.02.2022).

3. Vseobshchaya deklaratsiya prav cheloveka (prinyata General'noy Assambleyey OON 10.12.1948) // Rossiyskaya gazeta. — № 67. — 1995. — 5 apr.

4. Zakon g. Moskvy ot 28.04.2010 № 16 (red. ot 14.12.2016) «Ob obrazovanii lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v gorode Moskve» // SPS Konsul'tantPlyus [Elektronnyy resurs]. — URL: Zakon g. Moskvy ot 28.04.2010 № 16 «Ob obrazovanii lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v gorode Moskve» / Konsul'tantPlyus (consultant.ru) (data obrashcheniya 27.02.2022).

5. Konventsiya o pravakh rebenka (odobrena General'noy Assambleyey OON 20.11.1989, vstupila v silu dlya SSSR 15.09.1990) // Sbornik mezhdunarodnykh dogovorov SSSR. — 1993. — Vypusk XLVI.

6. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (prinyata vsenarodnym golosovaniyem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v khode obshcherossiyskogo golosovaniya 01.07.2020) // SPS Konsul'tantPlyus [Elektronnyy resurs]. — URL: «Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii» (prinyata vsenarodnym golosovaniyem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v khode obshcherossiyskogo golosovaniya 01.07.2020) / Konsul'tantPlyus (consultant.ru) (data obrashcheniya 27.02.2022).

7. Mezhdunarodnyy pakt ob ekonomicheskikh, sotsial'nykh i kul'turnykh pravakh (prinyat 16.12.1966 Rezolyutsiyey 2200 (XXI) na 1496-m plenarnom zasedanii General'noy Assamblei OON) // Vedomosti Verkhovnogo Soveta SSSR. —1976. — 28 apr. — № 17. — St. 291.

8. Pis'mo Minobrnauki Rossii ot 02.02.2016 № VK-163/07 «O napravlenii metodicheskikh rekomendatsiy» (vmeste s «Metodicheskimi rekomendatsiyami po podgotovke i organizatsii professional'nogo oriyentirovaniya obuchayushchikhsya s invalidnost'yu i OVZ v inklyuzivnykh shkolakh» // Vestnik obrazovaniya Rossii. — 2016. — № 8.

9. Standartnyye pravila obespecheniya ravnykh vozmozhnostey dlya invalidov (prinyaty General'noy Assambleyey OON 20.12.1993) // SPS Konsul'tant Plyus [Elektronnyy resurs]. — URL: «Standartnyye pravila obespecheniya ravnykh vozmozhnostey dlya invalidov» (prinyaty General'noy Assambleyey OON 20.12.1993) / Konsul'tantPlyus (consultant.ru) (data obrashcheniya 27.02.2022).

10. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 31.07.2020) «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» // SPS Konsul'tantPlyus [Elektronnyy resurs]. — URL: Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» ot 29.12.2012 № 273-FZ (poslednyaya redaktsiya) / Konsul'tantPlyus (consultant.ru) (data obrashcheniya 27.02.2022).

Понятие инклюзивного образования получило закрепление в отечественном законодательстве относительно недавно, хотя, надо отдать должное, сам термин существует уже длительное время.

Общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Федерации (Конституция Российской Федерации, 1993), посему общее правовое регулирование сферы инклюзивного образования осуществляется федеральными актами, а отдельные вопросы решаются посредством актов субъектов. Необходимо отметить, что на уровне субъектов РФ нормативно-правовое регулирование вопросов инклюзивного образования развивается достаточно активно. В большинстве законов субъектов РФ об образовании отражены общие положения об инклюзивном образовании сообразно положениям федерального законодательства. Вместе с тем в некоторых субъектах РФ приняты специальные нормативные правовые акты, направленные на реализацию идей инклюзии в образовании [1].

Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [10].

В подзаконных актах под инклюзивным образованием понимается совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений [4].

Другими словами, инклюзивное образование подразумевает совместное обучение и проведение досуга лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее — лица с ОВЗ) и лиц, не имеющих таких ограничений. Проблеме инклюзии посвящены не только акты внутреннего законодательства, но и нормы международного законодательства.

Политической и моральной основой являются Международный билль о правах человека, включающий Всеобщую декларацию прав человека [3], Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах [7], Конвенция о правах ребенка [5], а также Всемирная программа действий в отношении инвалидов [2].

Для Цитирования:
Марьина Анастасия Александровна, Правовое регулирование инклюзивного образования в России: гражданско-правовой аспект. Ученый совет. 2022;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: