В Российской Федерации продолжается реформирование института государственной службы. Необходимость изменения системы государственной службы обусловлена переходом страны к рыночным отношениям, оптимизацией деятельности органов власти, повышением эффективности службы и профессионализма служащих. Несмотря на продолжающиеся более двух десятилетий изменения, система государственной службы не до конца сформирована, ежегодно вносятся поправки в законодательство, регулирующее служебные отношения.
Государственная служба в таможенных органах входит в единую систему государственной службы Российской Федерации. Первым и основным законодательным актом, регламентирующим вопросы прохождения службы в таможенных органах, стал Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации». Закон закрепляет таможенную службу как особый вид государственной службы. Примечательно, что согласно положениям закона таможенные органы входят в систему правоохранительных органов, однако сама система таких органов до сих пор не сформирована.
Большое влияние на развитие института государственной службы в таможенных органах оказал Федеральный закон от 30 июня 2002 г. № 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)», на основании которого часть сотрудников таможенных органов была переведена на иные условия службы (работы). Для этого в таможенные органы были введены должности федеральной государственной службы и работников организаций бюджетной сферы.
Законодательное закрепление гражданской службы как самостоятельного вида произошло в 2003 г., после принятия Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». Также закон предоставил возможность учреждения в органах государственной власти различных видов государственной службы — военной, гражданской и правоохранительной. После внесения изменений в июле 2015 г. в данный закон правоохранительная служба была переименована в государственную службу иных видов. Представляется недопустимой такая правовая неопределенность, как наличие в любых нормативных актах слов «другие», «иные», «так далее». Особенно это нецелесообразно, когда речь идет о видах государственной службы.