По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Правовое просвещение и информирование о деятельности органов ЗАГС в современных условиях

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в РФ обязаны, осуществляя свою деятельность в четком соответствии с требованиями федерального законодательства, проводить работы по правовому просвещению и информированию. Под правовым просвещением понимается систематизированная работа органов публичной власти, направленная на снабжение населения информацией о правильном (правопослушном) поведении. Под правовым информированием понимается деятельность по предоставлению важных юридических данных или данных общего значения. Органы ЗАГС, имея непосредственное отношение к органам власти, обязаны реализовывать как правовое просвещение, так и правовое информирование. Эта деятельность предполагает: активное консультирование населения по наиболее значимым услугам, размещение сведений об основных сервисах в открытом доступе, создание специализированных горячих линий для заинтересованных субъектов. К сожалению, в существующих условиях распространения коронавирусной инфекции проведение всех вышеуказанных мероприятий становится практически невозможным.

Литература:

1. Абаева Е. А. Правовое просвещение и правовое информирование граждан п вопросам государственной регистрации актов гражданского состояния (на примере деятельности органов ЗАГС) / Под общ. ред. Ю. Ю. Андреевой, И. Э. Рахимбаевой // Современное культурнообразовательное пространство гуманитарных и социальных наук: Материалы VIII Международной научной конференции. — М., 2020. — С. 888–896.

2. Атагимова Э. И. Правовое просвещение: проблемы и пути их решения // Мониторинг правоприменения. — 2015. — № 1 (14). — С. 64–68.

3. Рыбаков О. Ю. Правовая информация как условие реализации современной российской правовой политики // Журнал российского права. — 2015. — № 4 (220). — С. 105–112.

4. Свищева Н. Э., Филоненко А. М. Роль органов ЗАГС в реализации государственной семейной политики // Актуальные проблемы и перспективы развития современной науки: сборник научных трудов по материалам VI заочной научно-практической конференции с международным участием. — Ставрополь, 2020. — С. 379–384.

5. Солдатов Я. В. Правовое просвещение в формировании антикоррупционных моделей поведения как задача современной социогуманитаристики // Проблемы высшего образования и современные тенденции социогуманитарного знания (VIII Арсентьевские чтения): Сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием. — М., 2020. — С. 243–246.

Правовой основой деятельности органов ЗАГС на территории РФ являются:

- Конституция РФ — закрепляет федеративное устройство государства, провозглашает социальность для граждан, указывает на приоритет защиты прав и законных интересов.

- Профильный Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» — определяет формат функционирования ЗАГС, их взаимодействие с другими органами публичной власти.

- Многочисленные региональные законы и подзаконные акты — регламентируют направления работы органов ЗАГС на территории субъектов Федерации.

Основываясь на идеях конституционализма, необходимо подчеркнуть, что любая правовая операция, совершаемая уполномоченными органами власти (включая органы ЗАГС), невозможна без соответствующей политики по правовому просвещению и информированию населения.

Четких дефиниций в действующих нормативных актах не имеется: законы и подзаконные акты указывают лишь общее направление, смысл, но не дают толкований. В статье 1 Федерального закона № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» содержатся положения, указывающие на то, что субъекты, участвующие в оказании подобной помощи, должны предусматривать правовое информирование и просвещение граждан1. В Указе Президента РФ «Основы государственной политики РФ в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» правовое просвещение указано как одно из важнейших направлений общегосударственной политики. В статье 18 ФЗ № 182 «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» определено, что в целях правового просвещения и информирования субъекты, занимающиеся профилактикой правонарушений, должны доводить до граждан и организаций необходимую информацию несколькими возможными путями (через образовательное, воспитательное, информационное, организационное или методическое направление). Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 2 августа 2018 г. № 471 «Об организации в органах прокуратуры Российской Федерации работы по правовому просвещению и правовому информированию» указывает, что работа по правовому просвещению и информированию производится сотрудниками органов прокуратуры в целях повышения уровня правовой грамотности, развитию правосознания граждан, воспитательному воздействию на субъектов. Цель — предупреждение возможных правонарушений, препятствование антиобщественному поведению.

Для Цитирования:
Андрей Владимирович Илюхинко, Правовое просвещение и информирование о деятельности органов ЗАГС в современных условиях. ЗАГС. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: