По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.2

Правовое положение педагогического работника высшей школы: особые условия работы и увольнения

Карабанов Станислав Сергеевич преподаватель Института экономики отраслей бизнеса и администрирования, Челябинский государственный университет, г. Челябинск

Анализ нормативных актов, направленных на регулирование труда педагогического работника, нередко выявляет наличие противоречий в нормах как различных правовых актов, так и противоречий внутри одного нормативного правового акта. Неясность законодательных формулировок приводит к появлению казусов, споров и юридических конфликтов между работником-педагогом и работодателем в лице образовательного учреждения и усложняет и без того зависимое от работодателя положение работника как экономически слабой стороны в рассматриваемых отношениях. В статье автор пытается проанализировать правовые связи работника-педагога и работодателя через призму существующих коллизий некоторых норм трудового законодательства, посвященных прекращению трудового договора с педагогическим работником, достигшим определенного возраста, и предлагает способы разрешения указанных проблем.

Литература:

1. Комментарий к Трудовому кодексу РФ / Отв. ред. Е.Н. Сидоренко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005.

2. Бархатов В.И., Белова И.А. Траектория развития научной школы в классическом университете в условиях реформирования российской науки (2012–2013 гг.) // Новый университет. Серия: Экономика и право. – 2014. – № 2(36).

3. Комаров А.А. Педагогическое мастерство учителя (по А.С. Макаренко) как важный фактор воспитания ребенка // Молодой ученый. – 2010. – №7.

4. Бархатов В.И. Экономическая теория: учебник / В.И. Бархатов, И.В. Бархатов и др. – М.: Финансы и статистика, 2007.

5. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.12.1999 № 19-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 3 статьи 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в связи с жалобами граждан В.П. Малкова и Ю.А. Антропова, а также запросом Вахитовского районного суда города Казани» // Вестник Конституционного Суда РФ. – № 1. – 2000.

6. Определение Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 № 213-О «По жалобе гражданина Щеренко Александра Павловича на нарушение его конституционных прав положениями части четвертой статьи 332 и пункта 3 статьи 336 Трудового кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. – 2006. – № 6.

Трудовые отношения – это одна из важнейших сфер правового регулирования, имеющая конституционные основы, а также международноправовую нормативную базу. Отдельные сферы труда, институты, специфика регулирования труда отдельных категорий работников определяется национальным законодательством РФ.

Особенностям регулирования труда педагогических работников в России посвящен ряд нормативных актов различной юридической силы и природы, центральное место среди которых занимает Трудовой кодекс РФ, где этому вопросу посвящена отдельная глава.

Помимо ТК РФ, соответствующие нормы содержатся в Законе об образовании в гл. 5, раскрывающей некоторые особенности правового положения педагогического работника и руководителя образовательного учреждения (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Отдельные вопросы труда педагогов урегулированы нормами подзаконных актов, которые призваны детализировать, раскрывать общие нормы закона.

Таким образом, специфика законодательной техники в вопросе регулирования труда в образовательном учреждении проявляется в рассредоточении соответствующих норм по различным нормативным правовым актам, что нередко приводит не только к противоречиям между ними, но и появлению коллизий норм внутри одного и того же акта [1].

Педагогическая работа преподавателя проявляется не только в обучении студента (обучающегося) в уже ставших традиционными формах образовательного процесса – лекциях, семинарских и практических занятиях [2]. Это и воспитательная работа, направленная на интеллектуальное и моральное развитие учащихся, разъяснение воспитанникам правил поведения и этики в обществе.

Формирование культуры речи и умения выражать свои мысли – это не только задача, стоящая перед учителем начальной и средней школы, но и задача преподавателя высшей школы, который обязан доносить до слушателя информацию доступным и понятным языком, при этом избегать чрезмерного упрощения речи, тем самым побуждать студентов к освоению новой терминологии, большему чтению, непрерывному процессу познания нового и интеллектуальному совершенствованию.

Для Цитирования:
Карабанов Станислав Сергеевич, Правовое положение педагогического работника высшей школы: особые условия работы и увольнения. Вопросы трудового права. 2017;5-6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: