По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 347.195.2

Правовое положение государственных и муниципальных учреждений как участников гражданского оборота

Жаглина Марина Евгеньевна канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры гражданско-правовых и экономических дисциплин, ФГКОУ ВО «Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», E-mail: mzhaglina@mail.ru
Жаглин Андрей Вячеславович канд. юрид. наук, доцент, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых и экономических дисциплин, ФГКОУ ВО «Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», E-mail: gagdrej@mail.ru

В статье анализируется гражданско-правовое положение различных видов государственных и муниципальных учреждений, рассматриваются особенности их участия в имущественных отношениях.

Литература:

1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3823.

2. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.

3. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 3. — Ст. 145.

4. Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 45. — Ст. 4626.

5. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // Собрание законодательства РФ. — 2010. — № 19. — Ст. 2291.

6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 53 (ч. 1). — Ст. 7598.

7. Распоряжение Правительства РФ от 07.09.2010 № 1505-р «Об утверждении Методических рекомендаций по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности и рекомендаций по внесению изменений в трудовые договоры с руководителями бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетных учреждений» // Собрание законодательства РФ. — 2010. — № 37. — Ст. 4776.

8. Постановление Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного суда РФ. — 1996. — № 9.

9. Постановление Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 22.06.2006 № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 ГК РФ» // Вестник ВАС РФ. — 2006. — № 8.

10. Вавилов А.И. Правовые основы приносящей доход деятельности образовательных учреждений / А.И. Вавилов // Нормативные документы образовательного учреждения. — 2011. — № 10.

11. Маттеи У. Основные положения права собственности / У. Маттеи, Е.А. Суханов. — М.: Юристъ, 1999. — С. 308.

12. На 11 ноября 2019 г. Минюстом РФ зарегистрировано 13 178 учреждений [Электронный ресурс]. — URL: http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx/ (дата обращения: 11.11.2019).

13. Щенникова Л.В. Вещное право: Учебное пособие / Л.В. Щенникова. — М.: Юристъ, 2006.

Учреждение сегодня является одной из наиболее распространенных организационно-правовых форм некоммерческих организаций [12]. Данное обстоятельство связано прежде всего с возможностью выполнения учреждением самых различных функций, в том числе и публичных.

Понятие учреждения как юридического лица содержится в ст. 123-21 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) [2]: учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Таким образом, учреждение характеризуется следующим:

1) это некоммерческая организация, не преследующая цели извлечения прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками (ст. 50 ГК РФ);

2) это унитарная организация, то есть юридическое лицо, учредители которого не становятся его участниками и не приобретают в нем прав членства (ст. 65-1 ГК РФ);

3) право собственности на имущество учреждения сохраняет учредитель; само учреждение приобретает право оперативного управления на закрепленное за ним собственником и приобретенное по другим основаниям имущество;

4) органы управления учреждения представлены руководителем, являющимся органом учреждения, который назначается учредителем; по решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю;

5) по общему правилу, учреждение отвечает по своим обязательствам денежными средствами, находящимися в его распоряжении. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет учредитель. В силу этого учреждение не может быть признано банкротом (ст. 65 ГК РФ). Собственник имущества учреждения не может быть привлечен к ответственности без предъявления в суд искового требования к основному должнику. Взыскание задолженности учреждения производится с учреждения (основного должника), а при недостаточности денежных средств учреждения — с собственника его имущества (субсидиарного должника).

Для Цитирования:
Жаглина Марина Евгеньевна, Жаглин Андрей Вячеславович, Правовое положение государственных и муниципальных учреждений как участников гражданского оборота. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2019;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: