Цифровизация сферы здравоохранения — это в первую очередь углубленное применение информационных технологий на основе оснащения медицинских учреждений высокотехнологичным оборудованием, компьютерной техникой, а также расширения применения теле- и видеотехнологий в процессе оказания удаленных медицинских услуг.
1 января 2018 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» [6], регламентирующий телемедицинские технологии1 как «информационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами и (или) их законными представителями, идентификацию и аутентификацию указанных лиц, документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента».
В соответствии с ч. 1 ст. 36.2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [5] приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации был утвержден порядок организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий для проведения консультаций (консилиумов врачей) и дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента [8]. Приказом закреплен порядок проведения консультаций, определены особенности дистанционного наблюдения пациента; медицинские работники, оказывающие медицинскую помощь с применением телемедицинских технологий, должны быть зарегистрированы в Федеральном регистре медицинских работников.
Очевидно, следом за «техническими» нововведениями неизбежно встают вопросы учета технических средств и организационно-правового обеспечения использования медицинскими учреждениями информационного, компьютерного и телекоммуникационного оборудования, в том числе компьютеров и периферийных устройств. Дело в том, что с внедрением цифровых технологий существенно расширяются «парк» компьютерной техники и балансовая стоимость таких материальных ценностей. Одновременно возникают вопросы обеспечения их сохранности, а также материальной ответственности работников, обслуживающих указанные ценности.