Во многих государствах за последние десятилетия одним из факторов нарастающей обеспокоенности стала дискриминация по возрасту. Демографическое старение населения в России и западноевропейских странах, приводит к возрастанию численности лиц старших возрастных групп, в отношении которых наблюдается отсутствие дифференциации условий труда, правовая незащищенность, связанная с дискриминацией по возрасту при приеме на работу и другое.
В ст. 3 ТК РФ содержится специальная норма, направленная на повышение защищенности работников, на недопущение их дискриминации по возрасту: запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора. Данная норма основана на положениях Конституции РФ (ст. 19, 37) и нормах международного права, искореняющих любую дискриминацию в сфере трудовых правоотношений. В ст. 3 Конвенции № 111 Международной организации труда «Относительно дискриминации в области труда и занятий» [1] закреплено, что в трудовых правах и свободах никто не может быть ограничен и никто не может получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
В Трудовом кодексе Франции согласно ст. L1132-1 не может быть ущемлено право на трудоустройство лица, другие его права в сфере труда по причинам, связанным с происхождением, полом, нравами mœurs, сексуальной ориентацией или идентичностью, возрастом, семейным положением или беременностью, генетическими характеристиками, действительной либо предполагаемой принадлежностью или непринадлежностью к какой-либо этнической группе, нации, расе, политическими, религиозными убеждениями, профсоюзной деятельностью, внешностью, фамилией, местом жительства, состоянием здоровья или инвалидностью [2].