По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 65.015.3

Правовая сторона проведения спецоценки условий труда

Платыгин Д. Н. канд. социол. наук, генеральный директор, ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минтруда России, 105043, Москва, ул. 4-я Парковая, д. 29 E-mail: vcot@vcot.info

Рассмотрены сложные вопросы проведения специальной оценки условий труда, возникающие в работе служб по охране труда. Дается обзор судебных решений по этим вопросам. Приведены примеры разрешения спорных ситуаций и рекомендации автора. Представлено их законодательное обоснование. Рекомендуется специалистам по охране труда автотранспортных предприятий.

В 2014–2015 гг. специальная оценка условий труда (СОУТ) была проведена в отношении 4,66 млн рабочих мест, на которых занято 6,6 млн работников в 152,1 тыс. организаций. При этом среднегодовая численность работников организаций (без субъектов малого предпринимательства) составляет 33,6 млн чел.

В основном СОУТ проходит на средних и крупных предприятиях. На предприятиях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, СОУТ может быть завершена в установленный законодательством срок. Основные риски, связанные с непроведением СОУТ, формируются на предприятиях малого бизнеса (включая микропредприятия).

Высока опасность того, что рабочие места на вновь зарегистрированных предприятиях (фактически за пять лет состав малых предприятий обновляется, а на них занято 11,7 млн чел.) не будут охвачены СОУТ. При этом следует констатировать, что на сегодняшний день инфраструктура (т. е. организации и эксперты) для проведения СОУТ вполне достаточна. Значительная часть сложностей при применении Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон) связана с установлением гарантий и компенсаций. Вопросы возникают из-за неоднозначного толкования нормы ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"» о том, что условием неизменности компенсационного пакета, то есть мер, применяемых в отношении работников до вступления в силу данного закона, является сохранение условий труда, явившихся основанием для его назначения.

Основанием назначения компенсаций в соответствии с постановлением Правительства РФ № 870 была занятость во вредных или опасных условиях труда. При этом не было сделано различий между подклассами вредного класса условий труда. В связи с этим возникают вопросы: изменяется ли компенсационный пакет в случае улучшения подкласса вредного класса условий труда (причем вредные условия труда сохраняются); что является изменением (улучшением) условий труда (имея в виду, что изменение подкласса 3-го класса условий труда может быть обусловлено изменением критериев оценки, а не фактическим улучшением условий труда)?

Для Цитирования:
Платыгин Д. Н., Правовая сторона проведения спецоценки условий труда. Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах. 2017;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: