Архитектура правовой регламентации отношений, возникающих в связи с осуществлением деятельности российских банков на территории иностранных государств, имеет многоуровневую структуру.
На транснациональные банки (далее — ТНБ) воздействует одновременно внутреннее законодательство стран деятельности и страны происхождения капитала и международное право, имеющее как универсальный характер (имеющее действие на территории большинства стран мира), так и региональный (имеющее действие на территории государств определенного региона). При этом международное право оказывает влияние не только на деятельность непосредственно ТНБ, но и изменяет внутреннее право государств.
В силу этого исследование правовой среды транснационализации российских банков должно опираться на исследование внутреннего законодательства России, законодательства государств потенциального базирования российских банков и международного права.
Исследование национального законодательства зарубежных государств должно проводиться на предмет:
1) доступа иностранных банковских услуг и инвестиций в отечественный банковский сектор;
2) требований к лицензированию, деятельности иностранных банков;
3) правового и институционального механизма банковского надзора, в том числе на предмет учета во внутреннем законодательстве принимающей стороны рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору;
4) участия зарубежного государства в международных соглашениях и договоренностях, положениях которых либо оказывают влияние, либо инкорпорированы в его внутреннее право;
5) наличия двусторонних международных соглашений с Россией по вопросам предоставления национального режима либо национального режима в сочетании с режимом наибольшего благоприятствования иностранным инвестициям в банковский сектор.
При исследовании национального права зарубежных стран необходимо учитывать, какая концепция соотношения внутреннего и международного права применяется в том или ином государстве — монистическая или плюралистическая [29]. В рамках плюралистической концепции международное право и национальное право имеют различные предметы регулирования, в силу чего не могут друг другу противоречить. В рамках монистической концепции международное право и национальное право имеют один предмет регулирования, в силу чего возможны случаи их противоречия друг другу. Вопрос о том, какое право применить — международное или национальное, в каждом государстве решается по-своему. Наиболее распространенной позицией является теория примата международного права, согласно которой в случае противоречия норм, принципов и обычаев международного права и национального права применяется именно международное право. Именно такой подход отражен в статье 55 Конституции Франции [1].