По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Правовая среда транснационализации российских банков

Рябова Елена Валерьевна канд. юрид. наук, доцент кафедры правовых дисциплин, Высшая школа государственного аудита (факультет) МГУ им. М. В. Ломоносова, доцент кафедры финансового, налогового и таможенного права, Научно-исследовательский университет «Высшая школа экономики» Тел.: 8-903-765-10-15, Е-mail: lentaf@mail.ru

Статья посвящена исследованию правовой среды функционирования российских банков в иностранных юрисдикциях, включая международный и национальный уровень правового регулирования. В работе освещается структура правовой среды транснационализации российских банков, возможные организационно-правовые формы функционирования российских банков за рубежом, правовая регламентация их деятельности и правовые факторы, снижающие вероятность экспансии российских банков за рубеж.

Литература:

1. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://worldconstitutions.ru/?p=138.

2. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://worldconstitutions.ru/?p=168&page=2.

3. Банковский надзор: Европейский опыт и российская практика: пер. с англ. / Под ред. М. Олсена. — М., 2005.

4. Банковский надзор: Европейский опыт и российская практика. — М., 2005.

5. Бюллетень международных договоров. — 1995. — № 1.

6. Вестник ВАС РФ. — 1997. — № 8.

7. Волобуева, В. Иванова / Науч. ред. И. Г. Хубер. 2-е русскоязычное изд. — М.: Инфотропик Медиа, 2012. — 1104 с. Доступ из СПС «КонсультантПлюс», «СоюзПравоИнформ» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.base. spinform.ru/website-agreement.fwx (дата обращения: 23.09.2014).

8. Действующее международное право. — М.: Московский независимый институт международного права, 1997. — Т. 3.— С. 135–145.

9. Договор Союза Советских Социалистических Республик и Федеративной Республики Германии о содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений (вместе с Протоколом к Договору Союза Советских Социалистических Республик и Федеративной Республики Германии о содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений) (подписан в г. Бонне 13.06.1989) // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. — М., 1994. — Вып. XLVII. — С. 304–309.

10. Закон о банках и сберегательных кассах, Bankengesetz, BankG, SR 952.0.

11. Заявление Правительства РФ № 1472п-П13, Банка России от 05.04.2011 № 01-001/1280 «О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года» // Вестник Банка России. — 2011. — № 21.

12. Закон Республики Казахстан от 31 августа 1995 г. № 2444 «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан». «СоюзПравоИнформ» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.base.spinform.ru/websiteagreement.fwx.

13. Подобный режим надзора, к примеру, предусматривает Закон Республики Таджикистан от 19 мая 2009 г. № 524 «О банковской деятельности». Доступ из базы данных «СоюзПравоИнформ» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.base.spinform.ru/website-agreement.fwx.

14. Решение Совета глав правительств СНГ «О Концепции либерализации рынка финансовых услуг государств — участников СНГ» (Принято в г. Ашхабаде 30.05.2012) // Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 23.09.2014).

15. Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 37 (приложение, ч. VI). — С. 2785–2817.

16. Синоним ТНК.

17. Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Австрийской Республикой о содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений (заключено в Москве 08.02.1990) // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 6. — Ст. 2591.

18. Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Испанией о содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений (заключено в Мадриде 26.10.1990) // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. — М., 1994. — Вып. XLVII. — С. 221–225.

19. Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о поощрении и взаимной защите капиталовложений (заключено в Лондоне 06.04.1989) // Ведомости ВС СССР. — 1991. — № 43. — Ст. 1179.

20. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений (вместе с Протоколом от 25.06.1998) (заключено в Москве 25.06.1998) // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 5. — Ст. 337.

21. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла о поощрении и взаимной защите капиталовложений (заключено в Каракасе 07.11.2008) // Собрание законодательства РФ. — 2010. — № 5. — Ст. 461.

22. Статья 90 Банковского кодекса Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. № 441-3.

23. Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О консолидированной финансовой отчетности» // Собр. законодательства РФ. — 2010. — № 31. — Ст. 4177.

24. Швейцарское финансовое право и международные стандарты = Schweizerisches Finanzmarktrecht und internationale Standards / П. Нобель; пер. с нем. Н. Сироткина.

25. Шумилов В. М. Международное финансовое право: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Междунар. отношения, 2011. — С. 272.

26. Штирниманн И. Создание и деятельность иностранных банков в Швейцарии // Банковское право. — 2011. — № 3. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

27. Штирниманн И. Указ. соч. Подобный режим надзора, к примеру, предусматривает Закон Республики Таджикистан от 19 мая 2009 г. № 524 «О банковской деятельности». «СоюзПравоИнформ» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.base.spinform.ru/website-agreement.fwx.

28. Review of the oecd guidelines for multinational enterprises. — URL: http:// www.oecd.org/daf/inv/mne/2071909.pdf].

29. Shaw M. N. International Law. 4thed. Cambridge University Press, 1997. — P. 100–102.

30. Jahresbericht EBRD. — 2011.

31. Шумилов В. М. Указ. соч. — С. 280.

32. Электронный ресурс. — Режим доступа: www.imf.org./external/np/mae/ mft/code/index.htm.

Архитектура правовой регламентации отношений, возникающих в связи с осуществлением деятельности российских банков на территории иностранных государств, имеет многоуровневую структуру.

На транснациональные банки (далее — ТНБ) воздействует одновременно внутреннее законодательство стран деятельности и страны происхождения капитала и международное право, имеющее как универсальный характер (имеющее действие на территории большинства стран мира), так и региональный (имеющее действие на территории государств определенного региона). При этом международное право оказывает влияние не только на деятельность непосредственно ТНБ, но и изменяет внутреннее право государств.

В силу этого исследование правовой среды транснационализации российских банков должно опираться на исследование внутреннего законодательства России, законодательства государств потенциального базирования российских банков и международного права.

Исследование национального законодательства зарубежных государств должно проводиться на предмет:

1) доступа иностранных банковских услуг и инвестиций в отечественный банковский сектор;

2) требований к лицензированию, деятельности иностранных банков;

3) правового и институционального механизма банковского надзора, в том числе на предмет учета во внутреннем законодательстве принимающей стороны рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору;

4) участия зарубежного государства в международных соглашениях и договоренностях, положениях которых либо оказывают влияние, либо инкорпорированы в его внутреннее право;

5) наличия двусторонних международных соглашений с Россией по вопросам предоставления национального режима либо национального режима в сочетании с режимом наибольшего благоприятствования иностранным инвестициям в банковский сектор.

При исследовании национального права зарубежных стран необходимо учитывать, какая концепция соотношения внутреннего и международного права применяется в том или ином государстве — монистическая или плюралистическая [29]. В рамках плюралистической концепции международное право и национальное право имеют различные предметы регулирования, в силу чего не могут друг другу противоречить. В рамках монистической концепции международное право и национальное право имеют один предмет регулирования, в силу чего возможны случаи их противоречия друг другу. Вопрос о том, какое право применить — международное или национальное, в каждом государстве решается по-своему. Наиболее распространенной позицией является теория примата международного права, согласно которой в случае противоречия норм, принципов и обычаев международного права и национального права применяется именно международное право. Именно такой подход отражен в статье 55 Конституции Франции [1].

Для Цитирования:
Рябова Елена Валерьевна, Правовая среда транснационализации российских банков. Международная экономика. 2017;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: