По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.61:614.2 DOI:10.33920/med-17-2207-06

Правовая среда исполнения государственного контракта: на заметку бухгалтеру

В.А. Лебедев канд. экон. наук, заведующий Учебно-проектной лабораторией междисциплинарного развития ИТ-компетенций, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: lebedev.var@rea.ru, ORCID: 0000-0003-2748-6234
Е.И. Лебедева канд. юрид. наук, доцент кафедры права, эксперт Некоммерческого партнерства «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России», 125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 22б, стр. 3, E-mail: avpra@mail.ru, ORCID: 0000-0001-5197-1913

Рассмотрено действующее законодательство, регламентирующее исполнение государственного контракта, а также соответствующая правоприменительная практика на примерах, связанных с порядком исполнения госконтракта, его изменением и прекращением. Проведен анализ правовых средств, обеспечивающих законность и эффективность контрактных процедур, устойчивость контрактной системы в условиях непредвиденных обстоятельств, а также само понятие непреодолимой силы как чрезвычайного и непредотвратимого обстоятельства. Рассмотрены предложенные законодателем оперативные меры реагирования на соответствующие обстоятельства в процессе исполнения государственных контрактов, в том числе меры обеспечения интересов сторон госконтракта.

Литература:

1. Бижоев Б.М. Цифровые механизмы обеспечительных мер в системе государственных закупок товаров, работ, услуг // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2021. — № 8 (58). — С. 21–28 [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47567519.

2. Валиева О.В. Институциональная ловушка в российском здравоохранении: к вопросу о госзакупках // ЭКО. — 2020. — № 3 (549). — С. 44–60 [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42454883.

3. Глеба О.В. Некоторые проблемы и тенденции развития контрактной системы в России с учетом опыта зарубежных стран // Право и экономика. — 2021. — № 1 (395). — С. 40–44 [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=44715681.

4. Зацаринная Е.И. Анализ нарушений, допускаемых поставщиками при заключении и исполнении контракта // Международный научно-исследовательский журнал. — 2021. — № 9–2 (111). — С. 154–158 [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46594163.

5. Круглова А.С., Назарова Н.А. Проблемы закупки препаратов для государственных нужд / В сб.: Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия. Сборник статей по материалам XL Международной научно-практической конференции. — М., 2020. — С. 31–36 [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42924264.

6. Молостов Е.В. Коррупция в сфере здравоохранения / В сб.: Юридические науки, правовое государство и современное законодательство. Сборник статей XII Международной научно-практической конференции. — Пенза, 2020. — С. 107–109 [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43871539.

7. Степанова С.М., Калинина В.В. Проблемы бюджетного финансирования учреждений здравоохранения: региональный аспект / В сб.: Качество в производственных и социально-экономических системах. Сборник научных трудов 8-й Международной научно-технической конференции. — Курск, 2020. — С. 372–375 [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42764110.

8. Проданова Н.А., Щепетов В.В. Риски заключения государственного контракта: актуальные вопросы // Бухучет в строительных организациях. — 2022. — № 1. — С. 57–71 [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — URL: https://elibrary.ru/contents. asp?id=47929203.

9. Проданова Н.А., Пашигорев М.О. Анализ и оценка эффективности государственных закупок: индикаторы и критерии // Бухучет в здравоохранении. — 2020. — № 1. — С. 49–55 [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=42563459.

10. Проданова Н.А., Филатова Е.И., Кошман Е.С. Нарушения условий осуществления государственных закупок со стороны заказчика // Бухучет в здравоохранении. — 2020. — № 2. — С. 36–42 [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=42668442.

11. Проданова Н.А., Зацаринная Е.И. Борьба с коррупционными правонарушениями в сфере государственных закупок // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2020. — № 3. — С. 39–45 [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42754127.

12. Терентьев В.Н. Интеграция технологии блокчейн в систему управления государственным заказом // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2021. — № 10 (204). — С. 70–80 [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47380620.

1. Bizhoev B.M. Digital mechanisms of interim measures in the system of public procurement of goods, works, services // Innovative economy: prospects for development and improvement. 2021. No. 8 (58). pp. 21–28. [Electronic resource] / Electron. dan. — Access mode: https://elibrary.ru/item.asp?id=47567519.

2. Valieva O.V. The institutional trap in Russian healthcare: on the issue of public procurement // ECO. 2020. No. 3 (549). pp. 44–60. [Electronic resource] / Electron. dan. — Access mode: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42454883.

3. Gleba O.V. Some problems and trends in the development of the contract system in Russia, taking into account the experience of foreign countries // Law and economics. 2021. No. 1 (395). pp. 40–44. [Electronic resource] / Electron. dan. — Access mode: https://elibrary.ru/item.asp?id=44715681.

4. Zatsarinnaya E.I. Analysis of violations committed by suppliers at the conclusion and execution of the contract // International Research Journal. 2021. No. 9–2 (111). pp. 154–158. [Electronic resource] / Electron. dan. — Access mode: https://elibrary.ru/item.asp?id=46594163.

5. Kruglova A.S., Nazarova N.A. Problems of procurement of drugs for state needs // In the collection: Scientific Forum: jurisprudence, history, sociology, political science and philosophy. Collection of articles based on the materials of the XL International Scientific and practical conference. Moscow, 2020. pp. 31–36. [Electronic resource] / Electron. dan. — Access mode: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42924264.

6. Molostov E.V. Corruption in the healthcare sector // In the collection: Legal sciences, the rule of law and modern legislation. Collection of articles of the XII International Scientific and Practical Conference. Penza, 2020. pp. 107–109. [Electronic resource] / Electron. dan. — Access mode: https://elibrary.ru/item.asp?id=43871539.

7. Stepanova S.M., Kalinina V.V. Problems of budget financing of healthcare institutions: regional aspect // In the collection: Quality in production and socio-economic systems. Collection of scientific papers of the 8th International Scientific and Technical Conference. Kursk, 2020. pp. 372–375. [Electronic resource] / Electron. dan. — Access mode: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42764110.

8. Prodanova N.A., Shchepetov V.V. Risks of concluding a state contract: topical issues // Accounting in construction organizations. 2022. No. 1. pp. 57–71. [Electronic resource] / Electron. dan. — Access mode: https://elibrary.ru/contents.asp?id=47929203.

9. Prodanova N.A., Pashigorev M.O. Analysis and evaluation of the effectiveness of public procurement: indicators and criteria // Accounting in healthcare. 2020. No. 1. pp. 49–55. [Electronic resource] / Electron. dan. — Access mode: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42563459.

10. Prodanova N.A., Filatova E.I., Koshman E.S. Violations of the conditions of public procurement by the customer // Accounting in healthcare. 2020. No. 2. pp. 36–42. [Electronic resource] / Electron. dan. — Access mode: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42668442.

11. Prodanova N.A., Zatsarinnaya E.I. The fight against corruption offenses in the field of public procurement // Accounting and taxation in budgetary organizations. 2020. No. 3. pp. 39–45. [Electronic resource] / Electron. dan. — Access mode: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=42754127.

12. Terentyev V.N. Integration of blockchain technology into the state order management system // Bulletin of Samara State University of Economics. 2021. No. 10 (204). pp. 70–80. [Electronic resource] / Electron. dan. — Access mode: https://elibrary.ru/item.asp?id=47380620.

Закупочная деятельность в работе медучреждения, опосредующая его обеспечение оборудованием, лекарствами, расходными материалами, происходит в соответствии с конкурсной процедурой определения поставщиков и выбора контрагентов, сделавших лучшее предложение по критерию «цена/ качество». Государственная регламентация практически всех этапов закупок позволяет минимизировать риски, исключить коррупцию. Особенно в настоящее время механизм госконтракта гарантирует оперативное, в необходимом объеме удовлетворение потребностей медицинских учреждений, которые, в свою очередь, обеспечивают качественное и доступное оказание медицинских услуг населению.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»1 (далее — Закон № 44-ФЗ) требует при осуществлении закупочной деятельности последовательно проводить политику, направленную на результат, отвечающий задачам эффективности функционирования всей закупочной системы.

Так, на стадии исполнения госконтракта законом предоставляется возможность расторжения контракта в одностороннем порядке, по основаниям и в случаях, установленных п. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Согласно установленному порядку, стороны вправе:

• расторгнуть госконтракт по соглашению сторон, если это предусмотрено в самом контракте;

• в случае спора обратиться в суд и рассчитывать на расторжение госконтракта по решению суда. При этом причины, заявленные одним из участников, должны быть убедительными, обоснованными, объективными и допустимыми, только тогда спор будет иметь судебные перспективы в пользу этой стороны.

Вместе с тем гражданским законодательством допускается односторонний отказ стороны контракта от его исполнения при наличии объективной ситуации, связанной с невозможностью его исполнения. Весьма распространенным является расторжения госконтракта в одностороннем порядке, при том что соответствующая возможность прописана в конкурсной документации и, следовательно, заранее известна сторонам. Однако воспользоваться этим стороны могут, только представив убедительные доказательства наличия соответствующих обстоятельств.

Для Цитирования:
В.А. Лебедев, Е.И. Лебедева, Правовая среда исполнения государственного контракта: на заметку бухгалтеру. Бухучет в здравоохранении. 2022;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: