В соответствии с Трудовым кодексом РФ труд учителей образовательных учреждений регулируется гл. 52 ТК РФ, устанавливающей особенности регулирования труда педагогических работников. Дифференциация правового регулирования труда связана с особым правовым статусом работника, под которым «понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации» (ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации»).
С учителями заключаются трудовые договоры, как правило, на неопределенный срок. С целью реализации Указа Президента РФ (Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики») трудовые отношения с педагогами стали оформляться эффективным контрактом (Приказ Минтруда России от 26.04.2013 № 167н (ред. от 20.02.2014) «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта»). Трудовая функция работника определяется в соответствии с Единым Квалификационным Справочником руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС) (приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), в котором установлены должностные обязанности, знания, умения и требования к квалификации. В профессиональном стандарте (Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»») содержатся требования к квалификации работников