По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Правоприменительная практика, касающаяся исполнения ряда норм нового закона о местном самоуправлении

Владимир Николаевич Васильев кандидат юридических наук, адвокат, г. Екатеринбург

В статье анализируются судебные дела, связанные с деятельностью органов местного самоуправления (ОМСУ) в 2025 году. Автор отмечает, что все основные дела подобного типа можно разделить условно на несколько групп. Первая — иски, поданные прокуратурой в адрес ОМСУ. В этой ситуации суды полностью поддерживают прокуратуру, обязывая муниципалитеты выполнять свои функции (это касается, например, оформления бесхозяйных объектов в собственность, публичной публикации бюджетной отчетности, закрепления в собственности автомобильных дорог и их паспортизации). Вторая — споры, касающиеся полномочий муниципалитетов и их глав. Если главу муниципалитета сняли с должности, прекратив его полномочия, но соблюли при этом процессуальный порядок, то в этом случае данное действие будет считаться легитимным (даже если присутствовал не весь представительный орган, но проголосовало за прекращение полномочий большинство).

Новый закон, регламентирующий функционирование местного самоуправления, вступил в силу недавно. Это означает, что правоприменительная практика пока еще не сформировалась (если учитывать также, что часть ФЗ № 131 продолжает действовать). Однако нельзя думать, что в судах подобные нормативные правовые акты вообще не рассматриваются и не применяются.

Анализируя судебную практику, автор считает необходимым сделать акцент сразу на нескольких судебных решениях.

Дело № 2а-401/2025. Прокуратура потребовала оформить право муниципальной собственности на объект газоснабжения. Суд поддержал позицию надзорного ведомства, мотивировав свое решение так:

• во-первых, сослался на ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», указав, что организация газоснабжения — это прямое полномочие ОМСУ;

• во-вторых, указал, что п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также установлена соответствующая обязанность субъектов;

• в-третьих, подчеркнул, что в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 63 Федерального закона от 20.03.2025 № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения.

Далее на основе изучения положений Гражданского кодекса РФ заявил, что права собственника от лица муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления (далее — ОМСУ), а также субъекты, прямо указанные в законодательстве.

Представленный объект находился в статусе бесхозяйного в течение более года. Соответственно, резюмировал суд, так как администрация муниципального округа не приняла необходимых мер по оформлению данного объекта в муниципальную собственность, то эти действия явно влекут за собой нарушение прав граждан на оказание услуг ЖКХ1 .

Для Цитирования:
Владимир Николаевич Васильев, Правоприменительная практика, касающаяся исполнения ряда норм нового закона о местном самоуправлении. Глава местной администрации. 2025;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: