В условиях, когда невозможно обеспечить полную безопасность труда и уровень травматизма и профессиональной заболеваемости остается достаточно высоким, государство должно создавать правовые механизмы, обеспечивающие полную и своевременную компенсацию вреда, причиненного жизни или здоровью работника, на что указано и в международных актах (Декларация Международной организации труда «О целях и задачах Международной организации труда»).
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в нашей стране охраняются труд и здоровье людей. Согласно ч. 3 ст. 37 данного закона, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции РФ). Среди основных принципов правового регулирования трудовых отношений, закрепленных ст. 2 ТК РФ, основных прав работника, установленных в ст. 22 ТК РФ, предусмотрены в том числе и обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и обеспечение права на обязательное социальное страхование.
Согласно положениям ст. 184 ТК РФ, при повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника. Виды, объемы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в указанных случаях определяются федеральными законами — например, от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Федеральный закон № 125-ФЗ).
Прежде всего необходимо обратить внимание на то, что, в отличие от ст. 184 ТК РФ, в Федеральном законе № 125-ФЗ использована другая терминология. Так, в ч. 1 ст. 7 указанного закона право на обеспечение по страхованию связано с двумя обстоятельствами: с наличием статуса «застрахованного» (а не работника), а также с наступлением страхового случая (а не несчастного случая или профессионального заболевания, как это предусмотрено в ст. 184 ТК РФ). Эта же терминология использована в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.03.2011 № 2 «О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Постановление № 2). В п. 12 Постановления № 2 указано, что право застрахованных на обеспечение по обязательному социальному страхованию возникает со дня наступления страхового случая, каковым в силу ст. 3 Федерального закона № 125-ФЗ признается подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, влекущий возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.