Конституционное право на охрану здоровья закреплено в ст. 41 Конституции РФ и является общепризнанным социально-экономическим правом, фундаментальную основу которого составляют нормы международных актов: ст. 25 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной ассамблеей ООН 10.12.1948); ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной ассамблеи ООН); ст. 11 Европейской социальной хартии (принята в Страсбурге 03.05.1996). Подобные положения содержит и Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека (заключена в Минске 26.05.1995) (вместе с «Положением о Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств», утв. 24.09.1993).
Анализ указанных актов позволяет сделать вывод, что на международном уровне нет единого определения права на охрану здоровья, в связи с чем различная его интерпретация встречается в национальном законодательстве.
Российский законодатель под охраной здоровья понимает систему мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых различными органами публичной власти, организациями и гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья поддержания долголетней жизни, предоставление медицинской помощи (п. 2 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Соответственно, право на охрану здоровья представляет собой совокупность обязанностей, которые государственные органы должны выполнять в интересах граждан. Для реализации этих обязанностей необходимо создавать эффективный механизм обеспечения прав и свобод граждан в сфере охраны здоровья, в том числе путем правого регулирования.
Вопросы законодательного обеспечения охраны здоровья граждан в Российской Федерации рассматриваются государством в качестве важнейших приоритетов, о чем свидетельствует принятие в последнее время значительного количества нормативных правовых актов, направленных на эффективную реализацию указанного принципа (Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»; Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 № 164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года»; подпрограмма «Безопасный труд» государственной программы «Содействие занятости населения»), среди прочего в связи с сокращением численности населения. По показателю ожидаемой продолжительности жизни населения, особенно мужчин, Россия все больше отстает от экономически развитых стран: в 2006 г. ожидаемая продолжительность жизни в Российской Федерации составила в среднем 66,7 года, в том числе мужчин — 60,6, женщин — 73,1 года. Основной причиной низкой продолжительности жизни населения в Российской Федерации является высокая смертность граждан трудоспособного возраста. Из общего числа умерших почти треть составляют граждане трудоспособного возраста, около 80 % из них — мужчины (Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»).