По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.014

Право на образование в Конституциях Индонезии и Восточного Тимора

А.А. Кирилловых кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного, административного права и правового обеспечения государственной службы, Юридический институт, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», Киров

В статье проведен анализ конституционно-правового регулирования права на образование в Конституциях Индонезии и Восточного Тимора. Содержание положений о праве на образование в Конституциях соответствующих государств показывают особую роль государства в поддержании и развитии системы образования. Значительное влияние на развитие образования оказывает религиозный фактор, определяющий идеологию содержания образовательной деятельности. Устанавливая основные векторы развития права на образование и уровень его гарантированности, отдельные государства различным образом определяют степень значимости высшего образования в системе конституционных ценностей.

Литература:

1. Акимова Ю.А. Конституционно-правовое содержание принципа гендерного равноправия в современных государствах // Современное право. 2016. № 12.

2. Другов А.Ю. Индонезия: права человека. Современная ситуация // Юго-восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2020. Том I. № 1 (46).

3. Каштанова Е.А. К вопросу о конституционных ценностях как аксиологической и юридической категории // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 1.

4. Кириленко В.П., Атнашев В.Р. Правовые аспекты защиты прав человека в странах малайско-индонезийского региона (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Филиппины) // Управленческое консультирование. 2015. № 8.

5. Конституции государств Азии. Том 3. Дальний Восток. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Норма, 2010.

6. Петросян Т.Э. Гарантии и содержание конституционного права на образование в конституциях зарубежных государств // Вестник РУДН, серия Юридические науки. 2014. № 1.

Право на образование является одним из ключевых прав личности. Уровень гарантированности его реализации человеком определяет его возможности участия в процессе социализации, формировании профессиональных навыков и компетенций, обеспечивающих успех в жизни. Право на образование — безусловная конституционная ценность1, встающая в один ряд с базовыми основополагающими правами, обеспечивающими существование человека как биологического вида.

Образование как ценностный ориентир и одновременно социальное благо детерминирует сохранение и развитие общественно-политической системы, культурного и интеллектуального уровня населения2. В условиях глобальной конкуренции, борьбы за ресурсы и рынки сбыта, повышение общего культурно-образовательного уровня населения обеспечивает решение актуальных задач развития страны, включая обеспечение технологического роста и экономического суверенитета.

Региональные различия позволяют странам не только идентифицировать свою национальные особенности, но с учетом этого аспекта также соотносить себя с принадлежностью к отдельным группам государств, объединяемых между собой по различным условиям (экономика, общие границы и т.п.) в целях достижения общих интересов.

Представляется интересным рассмотреть конституционные основы регулирования права на образование на островные государства индоокеанского региона, учитывая особенности исторического формирования государственности, географического, геополитического положения, влияния идеологических, культурных и религиозных факторов на их развитие.

Индонезия является одной из крупных стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Развитие страны, как и ряда других островных государств, долгое время шло под внешним влиянием. Получение независимости и статуса суверенного государства впоследствии позволило Индонезии выстроить собственные политические векторы. Важное значение в определении курса развития страны получила политика «направляемой демократии», осознания собственных национальных интересов при построении основных общественных институтов. Обеспечение основных прав человека в Индонезии должно осуществляться одновременно в двух плоскостях — урегулирование нарушений, осуществленных ранее, и учитывать положение в этой области в настоящее время3.

Для Цитирования:
А.А. Кирилловых, Право на образование в Конституциях Индонезии и Восточного Тимора. Юрист ВУЗа. 2023;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: