Право на образование является одним из ключевых прав личности. Уровень гарантированности его реализации человеком определяет его возможности участия в процессе социализации, формировании профессиональных навыков и компетенций, обеспечивающих успех в жизни. Право на образование — безусловная конституционная ценность1, встающая в один ряд с базовыми основополагающими правами, обеспечивающими существование человека как биологического вида.
Образование как ценностный ориентир и одновременно социальное благо детерминирует сохранение и развитие общественно-политической системы, культурного и интеллектуального уровня населения2. В условиях глобальной конкуренции, борьбы за ресурсы и рынки сбыта, повышение общего культурно-образовательного уровня населения обеспечивает решение актуальных задач развития страны, включая обеспечение технологического роста и экономического суверенитета.
Региональные различия позволяют странам не только идентифицировать свою национальные особенности, но с учетом этого аспекта также соотносить себя с принадлежностью к отдельным группам государств, объединяемых между собой по различным условиям (экономика, общие границы и т.п.) в целях достижения общих интересов.
Представляется интересным рассмотреть конституционные основы регулирования права на образование на островные государства индоокеанского региона, учитывая особенности исторического формирования государственности, географического, геополитического положения, влияния идеологических, культурных и религиозных факторов на их развитие.
Индонезия является одной из крупных стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Развитие страны, как и ряда других островных государств, долгое время шло под внешним влиянием. Получение независимости и статуса суверенного государства впоследствии позволило Индонезии выстроить собственные политические векторы. Важное значение в определении курса развития страны получила политика «направляемой демократии», осознания собственных национальных интересов при построении основных общественных институтов. Обеспечение основных прав человека в Индонезии должно осуществляться одновременно в двух плоскостях — урегулирование нарушений, осуществленных ранее, и учитывать положение в этой области в настоящее время3.