В современном мире образование рассматривается как основа общественного прогресса, а также условие становления и развития гармоничной личности, способной приносить общественную пользу. Задачей любого государства является гарантирование реализации права на образование, поскольку этим обеспечивается общность частных и публичных интересов. Во многом механизмы обеспечения образовательных прав личности зависят от исторических, культурных, экономических условий развития конкретных государств.
Свои оригинальный, иногда непростой путь в своем развитии прошли и государства арабского мира, что не могло не отразиться на особенностях развития социальной сферы, в частности, области образования. Несмотря на многовековую историю на современном этапе Сирийская Арабская Республика являет собой пример сложного процесса развития своей государственности, отягощенной политическим кризисом и противостоянием с международным терроризмом1.
Решение возникшей проблемы виделось в достижении внутриполитического консенсуса и изменения общественно-политического устройства государства на конституционном уровне. Катализатором процесса пересмотра государственной политики в области конституционного строительства послужили события череды «цветных» революций, затронувших ряд арабских государств, а также проблема обеспечения гражданского мира на территории Сирии. Развернувшиеся в сирийском обществе противоречия во взглядах на развитие страны, привели, по сути, к вооруженному конфликту, а дальнейшее противостояние вылилось в гражданскую войну. В результате сирийского восстания действующая власть была вынуждена идти на компромисс в виде конституционной реформы, итогом которой явился референдум по принятию в Сирии 26 февраля 2012 г. новой Конституции2.
Курс на демократизацию общества и свободный рынок должен быть обеспечен значительными преобразованиями в политической системе, а также органах управления государством. Поэтому новая Конституция САР значительно изменила представление об общественно-политической системе Сирии.