По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.014

Право на образование в Конституции Народной Республики Бангладеш

А.А. Кирилловых кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного, административного права и правового обеспечения государственной службы, Юридический институт ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», Киров

В статье проведен анализ конституционно-правового регулирования права на образование в Народной Республике Бангладеш. Автор делает вывод о том, что с функциональной точки зрения реализация права на образование обеспечивает решение задачи повышения общего культурного и образовательного уровня граждан, сохранение социальной стабильности и солидарности в обществе. В условиях необходимости развития экономики в государственной образовательной политике делается упор на повышение роли человеческого капитала, различные формы и методы обучения в целях достижения технологической модернизации народного хозяйства Бангладеш.

Литература:

1. Аллам Мд Шамшер. Экосоциальные проблемы развития Республики Бангладеш // Вестник РУДН. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». 2013. № 5. С. 90–95.

2. Бангладеш: от мусульманского права к концепции правового государства // Правовое государство: теория и практика. 2013. № 4 (34). С. 98.

3. Вологдин А.А. История государства и права зарубежных стран в 2 т. Том 1: учебник и практикум для вузов / А.А. Вологдин. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 324 с.

4. Воронин С.А. Нация или Умма: исламский мир в поисках самоидентичности // Вестник РУДН. Сер. Всеобщая история. 2011. № 2. С. 49.

5. И. Мд Сазедул. Политические партии Бангладеш и культура политического насилия // Вестник РУДН. Серия: Политология. 2019. Т. 21. № 1. С. 129.

6. Ислам Мд Сазедул. Влияние религии на внутреннюю политику в Бангладеш // Вестник РУДН. Серия: Политология. 2018. Т. 20. № 1. С. 108.

7. Котин И.Ю. «Джихад ножей» в Бангладеш: причины и последствия // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017. Т. 17. № 4. С. 684–685.

8. Хак Мехаммад Сайфул. Политический Ислам в Народной Республике Бангладеш // Мир и политика. 2009. № 5 (32). С. 136.

9. Шкунов В.Н. Национальные системы образования стран Азии в середине XX — начале XXI вв.: монография / Шкунов В.Н. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. 348 c.

10. Шкунов В.Н. Проблемы и перспективы развития национальной системы образования Бангладеш / В.Н. Шкунов // Известия СНЦ РАН. 2004. №1. С. 83–91.

Первые государственные образования на территории Бангладеш возникли в 7–6 вв. до н.э. Они входили в состав крупных индийских империй Средневековья. С середины 18 в. н. э. территория Бангладеш находилась под властью Великобритании в составе колонии Британская Индия. Территория современного Бангладеш в 1947 г. вошла в состав Пакистана под названием «Восточная Бенгалия», а в 1956 г. была переименована в Восточный Пакистан. В составе нового государства катализатором социальных конфликтов стал языковой фактор и коснулся сферы образования. Население Восточной Бенгалии, говорившее в большей свой части на бенгальском языке, столкнулось с проблемой необходимости изучения языка урду как официального государственного языка. Хотя впоследствии, в результате широкого протестного движения, бенгальский язык был признан одним из государственных языков Пакистана1 .

Тем не менее, противоречия, вытекающие из этнических и языковых различий, привели к росту национально-освободительного движения в Восточной Бенгалии. В дальнейшем притязания по созданию автономного региона получили характер политических требований. Катализатором распада Пакистана считают этнические факторы, вступившие в противоречие с конфессиональными2 . Итоговом вооруженных столкновений с центральным правительством явилось формирование в 1971 г. самостоятельного государства Бангладеш и принятие его Конституции в 1972 г. (принята 4 ноября 1972 г.).

Действующая Конституция определяет Бангладеш как унитарную республику с парламентской формой правления. Исполнительная власть в стране принадлежит кабинету министров. Данный орган возглавляет премьер-министр, который одновременно руководит государством. При этом роль Президента в назначении премьер-министра носит формальный и технический характер, поскольку кандидат пользуется поддержкой парламентского большинства3 .

Стоит отметить, что в обеспечении политической и социальной стабильности страны достаточно велика роль армии. На начальных этапах развития Бангладеш именно военные смогли предотвратить различные внутренние конфликты, ставящие под угрозу существование самого государства. Однако в последующем под давлением ряда западных стран и общественных настроений был совершен возврат к демократическим формам правления4 .

Для Цитирования:
А.А. Кирилловых, Право на образование в Конституции Народной Республики Бангладеш. Юрист ВУЗа. 2025;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: