Первые государственные образования на территории Бангладеш возникли в 7–6 вв. до н.э. Они входили в состав крупных индийских империй Средневековья. С середины 18 в. н. э. территория Бангладеш находилась под властью Великобритании в составе колонии Британская Индия. Территория современного Бангладеш в 1947 г. вошла в состав Пакистана под названием «Восточная Бенгалия», а в 1956 г. была переименована в Восточный Пакистан. В составе нового государства катализатором социальных конфликтов стал языковой фактор и коснулся сферы образования. Население Восточной Бенгалии, говорившее в большей свой части на бенгальском языке, столкнулось с проблемой необходимости изучения языка урду как официального государственного языка. Хотя впоследствии, в результате широкого протестного движения, бенгальский язык был признан одним из государственных языков Пакистана1 .
Тем не менее, противоречия, вытекающие из этнических и языковых различий, привели к росту национально-освободительного движения в Восточной Бенгалии. В дальнейшем притязания по созданию автономного региона получили характер политических требований. Катализатором распада Пакистана считают этнические факторы, вступившие в противоречие с конфессиональными2 . Итоговом вооруженных столкновений с центральным правительством явилось формирование в 1971 г. самостоятельного государства Бангладеш и принятие его Конституции в 1972 г. (принята 4 ноября 1972 г.).
Действующая Конституция определяет Бангладеш как унитарную республику с парламентской формой правления. Исполнительная власть в стране принадлежит кабинету министров. Данный орган возглавляет премьер-министр, который одновременно руководит государством. При этом роль Президента в назначении премьер-министра носит формальный и технический характер, поскольку кандидат пользуется поддержкой парламентского большинства3 .
Стоит отметить, что в обеспечении политической и социальной стабильности страны достаточно велика роль армии. На начальных этапах развития Бангладеш именно военные смогли предотвратить различные внутренние конфликты, ставящие под угрозу существование самого государства. Однако в последующем под давлением ряда западных стран и общественных настроений был совершен возврат к демократическим формам правления4 .