По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378

Право на образование в конституции Демократической социалистической республики Шри-Ланка (Цейлон)

А.А. Кирилловых кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного, административного права и правового обеспечения государственной службы Юридический институт ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», Киров

В статье проведен анализ конституционно-правового регулирования права на образование в Демократической социалистической республике Шри-Ланке. Содержание положений о праве на образование в Конституции показывают особую роль государства в поддержании и развитии системы образования как одной из основ реализации руководящих принципов государственной политики. Учитывая особый автономный статус территорий, важная роль в развитии и регулировании сферы образования принадлежит Провинциям как составным частям государства. С функциональной точки зрения образование в Шри-Ланке имеет характер стабилизирующего фактора сохранении и развитии социально-политической системы страны.

Литература:

1. Каштанова Е.А. К вопросу о конституционных ценностях как аксиологической и юридической категории // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 1.

2. Кирилловых А.А. Доступность высшего образования как принцип государственной образовательной политики: перспективы институционализации // Журнал российского права. 2022. № 5.

3. Коврякова Е.В. Право на образование: конституционная регламентация и политическая практика в России и за рубежом // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 2 (75).

4. Конституции государств Азии. Том

2. Средняя Азия и Индостан. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Норма, 2010.

5. Петросян Т.Э. Гарантии и содержание конституционного права на образование в конституциях зарубежных государств // Вестник РУДН, серия Юридические науки. 2014. № 1.

6. Сравнительное правоведение: национальные правовые системы / В.Ю. Артемов, Н.М. Бевеликова, Р.Г. Газизова и др.; под ред. В.И. Лафитского. М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2013. Т. 3: Правовые системы Азии.

7. Шадрин В.М. Зарубежный опыт конституционно-правового регулирования права на образование // Правопорядок: теория, история, практика. 2014. № 2014. № 1 (2).

8. Шелудякова Т.В. Правовое регулирование и анализ принципов социальной политики государства // Социальное и пенсионное право. 2016. № 3.

9. Шкунов В.Н. Становление и развитие национальной школы Шри Ланки в XIX–XX вв. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. Т. 11. № 4.

Право на образование является одним из ключевых прав личности. Уровень гарантированности его реализации человеком определяет его возможности участия в процессе социализации, формировании профессиональных навыков и компетенций, обеспечивающих успех в жизни. Сегодня право на образование — безусловная конституционная ценность1 , встающая в один ряд с базовыми основополагающими правами, обеспечивающими существование человека как биологического вида. Речь идет, в частности, о таких правах, как право на жизнь, охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду и т.п.

Следует отметить, что не во всех случаях государства признают естественный характер права на образование. Базовые акты многих государств содержат лишь общие принципы обеспечения государством доступа гражданину к конкретному уровню образования2 . В отдельных случаях речь идет об отражении телеологической (целевой) нагрузки закрепления нормы о праве на образование и целей самого образования3 .

Тем не менее, задача любого государства — гарантировать право на образование каждому гражданину, исходя из личных устремлений и профессиональных склонностей человека, а также с учетом особенностей развития экономики, потребности в кадрах с определенной квалификацией и уровнем образования.

Образование как ценностный ориентир и одновременно социальное благо детерминирует сохранение и развитие общественно-политической системы, культурного и интеллектуального уровня населения4 . В условиях глобальной конкуренции, борьбы за ресурсы и рынки сбыта, повышение общего культурно-образовательного уровня населения обеспечивает решение актуальных задач развития страны, включая обеспечение технологического роста и экономического суверенитета.

Региональные различия позволяют странам не только идентифицировать свою национальные особенности, но с учетом этого аспекта также соотносить себя с принадлежностью к отдельным группам государств, объединяемых между собой по различным условиям (экономика, политика, религия, общность границ и т.п.) в целях достижения общих интересов.

Для Цитирования:
А.А. Кирилловых, Право на образование в конституции Демократической социалистической республики Шри-Ланка (Цейлон). Юрист ВУЗа. 2023;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: