Право на образование является одним из ключевых прав личности. Уровень гарантированности его реализации человеком определяет его возможности участия в процессе социализации, формировании профессиональных навыков и компетенций, обеспечивающих успех в жизни. Сегодня право на образование — безусловная конституционная ценность1 , встающая в один ряд с базовыми основополагающими правами, обеспечивающими существование человека как биологического вида. Речь идет, в частности, о таких правах, как право на жизнь, охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду и т.п.
Следует отметить, что не во всех случаях государства признают естественный характер права на образование. Базовые акты многих государств содержат лишь общие принципы обеспечения государством доступа гражданину к конкретному уровню образования2 . В отдельных случаях речь идет об отражении телеологической (целевой) нагрузки закрепления нормы о праве на образование и целей самого образования3 .
Тем не менее, задача любого государства — гарантировать право на образование каждому гражданину, исходя из личных устремлений и профессиональных склонностей человека, а также с учетом особенностей развития экономики, потребности в кадрах с определенной квалификацией и уровнем образования.
Образование как ценностный ориентир и одновременно социальное благо детерминирует сохранение и развитие общественно-политической системы, культурного и интеллектуального уровня населения4 . В условиях глобальной конкуренции, борьбы за ресурсы и рынки сбыта, повышение общего культурно-образовательного уровня населения обеспечивает решение актуальных задач развития страны, включая обеспечение технологического роста и экономического суверенитета.
Региональные различия позволяют странам не только идентифицировать свою национальные особенности, но с учетом этого аспекта также соотносить себя с принадлежностью к отдельным группам государств, объединяемых между собой по различным условиям (экономика, политика, религия, общность границ и т.п.) в целях достижения общих интересов.