Продолжая изучение матричных подходов к формированию маркетинговой стратегии промышленного предприятия («Директор по маркетингу и сбыту», № 5, 6 за 2015 г.), стоит обратить внимание на стратегии роста предприятия, выбор которых логично проводить при помощи матрицы Ансоффа.
Стратегии роста — это стратегии, при которых степень достижения краткосрочных и долгосрочных маркетинговых целей, стоящих перед предприятием, значительно увеличивается относительно показателей предыдущего года. Они обозначают четкие ориентиры поступательного развития фирмы с учетом требований рынка и реальных возможностей предприятия (например, увеличение доли рынка на 5%, усиление конкурентных позиций, прирост количества долгосрочных контрактов с партнерами и т.д.).
Проявление социально-деловой активности предприятия, функционирующего на промышленном рынке, в результате интенсивного развития за счет собственных ресурсов предполагает использование стратегии ограниченного роста; развитие в рамках вертикальной или горизонтальной интеграции (приобретение других предприятий) обеспечивается за счет стратегии интегрированного развития, а при освоении новых сфер деятельности для предприятия целесообразно применение стратегии диверсификации. Все данные модели стратегий роста разрабатываются с учетом выгодных направлений маркетинговой деятельности и влияния факторов маркетинговой среды.
Управление ростом деловой активности предприятия может осуществляться на основе матрицы Ансоффа, которая представляет собой инструмент для классификации товаров и рынков в зависимости от степени неопределенности перспектив продажи товаров или возможностей проникновения данных товаров на данный рынок. Таким образом, применение матрицы Ансоффа целесообразно при постановке предприятием цели увеличения продаж и прибыли, при этом именно данный инструмент маркетингового анализа позволяет выявить перспективные направления концентрации усилий в рамках рынка или товара.
Матрица Ансоффа, представленная на рис. 1, образуется двумя осями: горизонтальной осью «Товары предприятия» (подразделяются на существующие и новые) и вертикальной осью «Рынки предприятия», которые также подразделяются на существующие и новые.