ЭТИКЕТ В ПИСЬМЕ…
Поиск работы — особый жизненный этап, требующий от соискателя максимальной собранности и умения показать себя с лучшей стороны.
Начнем с деловой переписки. Составляя сопроводительное письмо к резюме (правильно составленное сопроводительное письмо повысит ваши шансы на успех), не забывайте о формулах вежливости: «Добрый день, Елена», «Уважаемый Виктор Петрович!», «Всего наилучшего», «С уважением» и т. д. Не стоит изобретать слишком витиеватых приветствий и пожеланий, лучше ограничиться традиционными вариантами.
Обращаться к представителю компании нужно так, как он указал в объявлении о вакансии: по имени и отчеству либо только по имени (полному, разумеется). Последний вариант все шире распространяется в российских деловых кругах, однако будьте осторожны: к руководителю компании или к человеку заведомо старше вас лучше все же обратиться по имени-отчеству.
Не забывайте, что отвечать на электронные письма следует в течение одного (максимум двух) рабочих дней.
Этикет подразумевает определенную заботу о комфорте собеседника, в данном случае рекрутера. Отправляя резюме на e-mail, обязательно укажите в теме название вакансии — и менеджеру по персоналу удобно читать, и вы будете выглядеть вежливым человеком, имеющим представление об офисной жизни. Заголовок вашего письма может выглядеть, например, так: «Резюме маркетолога Ивановой И. И.»
…И ПРИ ЛИЧНОЙ ВСТРЕЧЕ
Но вот ваше резюме рассмотрено, и вы приглашены на собеседование. Это период, когда особенно важно соблюдать все договоренности. Такое нарушение этикета, как опоздание на интервью, может существенно сказаться на деловой репутации.
Офисный дресс-код — неотъемлемая часть делового этикета. Явиться на собеседование в неподобающем виде — значит показать себя невежливым человеком, пренебрегающим элементарными правилами поведения. Так что приведите в порядок одежду, подберите подходящую обувь, позаботьтесь о лице, руках, прическе.
Хотя вы уже заочно (по телефону или по электронной почте) знакомы с менеджером по персоналу или потенциальным руководителем, при первой встрече необходимо представиться. Строго говоря, первым это должен сделать мужчина по отношению к женщине, младший по отношению к старшему, нижестоящий по отношению к вышестоящему и т. д. Однако в ситуации «соискатель — рекрутер» лучше исходить из обстоятельств. Кандидат приходит на встречу в незнакомый офис, к незнакомым людям — представиться первым бывает необходимо в большинстве случаев.
Что касается рукопожатия, то первым протягивает руку старший по положению или по возрасту. Пожимать руку даме — менее распространенная в России традиция, и делать это принято лишь тогда, когда женщина протягивает руку первой.
Если вам предлагают чай или кофе, отказываться необязательно. Кусковой сахар следует брать щипцами, а если их нет, то рукой (не ложкой). Размешивать напиток нужно бесшумно, а закончив, не оставлять ложку в чашке, а положить ее на блюдце. Горячие напитки пьют небольшими глотками, не производя громких звуков. Ну и, конечно, не ставьте чашку на бумаги.
Немало нареканий у рекрутеров вызывает тот факт, что кандидаты не отключают мобильные телефоны на время собеседований. Сколько карьер сломалось из-за неуместно громких или шутливых рингтонов, доносящихся из карманов кандидатов! В случае звонка соискатели ведут себя по-разному: кто-то извиняется и отключает звук, ктото быстро говорит в трубку что-то вроде «Я перезвоню», а иные ведут долгие беседы со знакомыми в присутствии рекрутера. Единственно правильный вариант поведения в этом случае — отключить телефон или его звук на время интервью. Прерывать собеседование (как, впрочем, и любую другую деловую встречу) из-за личного звонка — яркий пример несоблюдения делового этикета.
В исключительных обстоятельствах, если вам по каким-то причинам очень нужно ответить на звонок, извинитесь, поясните, что это чрезвычайно важно, и выйдите для короткого разговора за дверь. Вернувшись, еще раз принесите свои извинения и по возможности коротко объясните ситуацию.
В ходе разговора будьте максимально вежливы, фамильярность совершенно недопустима. Впрочем, продемонстрировать хорошее чувство юмора будет вполне уместно. Прощаясь с собеседником, еще раз повторите, что очень рады знакомству. Уточните, можете ли вы через какое-то время позвонить и поинтересоваться развитием ситуации, если, конечно, рекрутер не предложит вам иной план действий.
Пропустить ли при выходе рекрутера (чаще всего это женщина) первым? Обычное правило этикета повседневной жизни — пропустить вперед даму — в деловом мире не считается строгим. Первым в дверь может пройти тот, кто ближе к ней стоит. И все же, если вы — представитель сильного пола, такая учтивость не будет лишней.
ПОСЛЕ ИНТЕРВЬЮ
В западных странах после интервью принято писать короткое благодарственное письмо собеседнику. В нашей стране это скорее исключение, нежели правило. Но почему бы не показать себя человеком, знакомым с нюансами делового этикета?
Текст письма может быть примерно таким: «Добрый день, Екатерина! Хочу поблагодарить Вас за уделенное мне время в ходе собеседования на должность секретаря. Надеюсь, Вас удовлетворила предоставленная мной информация относительно моего опыта работы, образования и профессиональных достижений. Если у Вас или у Ваших коллег появятся дополнительные вопросы, я с радостью отвечу на них по телефону или при личной встрече. С уважением, Ольга Иванова, кандидат на должность секретаря».
Такой жест вежливости будет пусть небольшим, но все же плюсом вашей кандидатуры в глазах рекрутера и потенциального руководителя.