По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Права студентов в сфере высшего образования XVII–XVIII века в контексте международного сотрудничества Российской империи

И.В. Киселев преподаватель, Омская юридическая академия

тельного права в России через международное сотрудничество Российской Империи в сфере высшего образования. Автор рассматривает и анализирует отдельные правовые акты, регулирующие общественные отношения в сфере высшего образования, а также отмечает их влияние на реализацию прав российских студентов в сфере высшего образования.

Литература:

1. Андреев А.Ю. Русские студенты в немецких университетах XVIII – первой половины XIX века – М.: Знак, 2005.

2. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV–XVII вв. / Под ред. Егорова С.Ф. и др. – М.: Педагогика, 1985. – С. 236–240.

3. Богданов А.П. Из предыстории петровских преобразований в области высшего образования // Реформы второй половины XVII–XX в.: подготовка, проведение, результаты. – М., 1989. – С. 45–55.

4. Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I. / Под ред. Сыромятникова Б.И. – М.-Л.: Из-во Академии наук СССР, 1945. – Т. 1. / Акты о высших государственных установлениях. – С. 116.

5. Кулябко Е.С. М.В. Ломоносов и учебная деятельность Петербургской Академии наук. – М.-Л., 1962.

6. Кулябко Е.С., Бешенковский Е.Б. Судьба библиотеки и архива М.В. Ломоносова. – Л., 1975.

7. Летопись Московского государственного университета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://letopis. msu.ru/documents/270 (дата обращения: 23.06.2015).

8. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. – М.-Л., 1959. – Т. 10. – С. 20 – 21; 163.

9. Павленко Н.И. Петр Великий. М.: Издательство «Мысль», 1990.

10. Полное собрание законов Российской империи № 4443. СПб., 1830. – Т. 7 – С. 220–224.

11. Рамазанова Д.Н. Богоявленская школа – первый этап Славяногреко-латинской академии // Очерки феодальной России. Вып. 7. – М., 2003. – С. 215–218.

12. Рождественский С.В. Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII–XIX веках. – Т. 1. – С. 51–52.

13. Российский государственный исторический архив. – Ф. 730. – On. 1. – Ед. хр. 86. – Л. 8.

14. Рубинштейн Е.И. Новый источник по истории Московского университета 70-х гг. XVIII в. // Вестник Московского университета. Сер. «История», 1986. – № 2.

15. Смирнов С.К. История Московской Славяно-греко-латинской Академии. – М., 1855. – С. 15.

16. Чтения в Московском обществе истории и древностей Российских. – 1875. – Кн. 2. – Отд. V. – С. 187–212.

17. Чтения в Московском обществе истории и древностей Российских. – 1863. – Кн. 2. – Отд. V. – С. 73; 79.

18. Шафеева Н.Д. Студенческое самоуправление в воспитательном пространстве вуза. – Вектор науки ТГУ, 2011 – № 4 (18). – С. 482.

19. Фонкич Б.Л. К истории организации славяно-греко-латинского училища в московской Бронной слободе в конце 60-х гг. XVII в. // Очерки феодальной России. – Вып. 2. – М.,1998. – С. 215.

20. Фонкич Б.Л. Новые материалы для биографии Лихудов // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1987. – М., 1988. – С. 61–62.

21. Яламас Д.А. Очерк истории Морского кадетского корпуса. – 1852. – Научная педагогическая электронная библиотека имени К.Д. Ушинского [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elib. gnpbu.ru/text/veselago_ocherk-istorii-kadetskogokorpusa_1852/go,0;fs,0 (дата обращения: 23.06.2015).

22. Яламас Д.А. Столкновение представителей греческой и латинской культур в Москве во второй половине XVII столетия (некоторые эпизоды из жизни братьев Лихудов) // Научные доклады филологического факультета МГУ. – Вып. 2. – М., 1990. – С. 120–122.

23. Leibnitz W. Das Neuste von China. Mit ergänzenden Dokumenten / Hrsg., übers., erl. von H.G. Nesselrath und H. Reinbothe. Bonn-Oedekoven, 1979.

24. Utermöhlen G. Die Rußlandthematik im Briefwechsel zwischen August Hermann Francke und Gottfried Wilhelm Leibniz // Halle und Osteuropa. Zur europäischen Ausstrahlung des hallischen Pietismus / Hrsg. von J. Wallmann und U. Sträter. Tübingen, 1998. S. 110.

25. Wolff Ch. Briefe aus den Jahren 1719–1753. Ein Beitrag zur Geschichte der kaiserlichen Academie der Wissenschaften zu St. Petersburg / Hrsg. von A. Kunik. St. Petersburg, 1860; Lehmann U. Der Gottschedkreis und Russland. Deutsch-russische Literaturbeziehungen im Zeitalter der Aufklärung. Berlin, 1966.

Образованность человека – ключевой показатель благополучия общества и государства. Экономическое развитие и социальное благополучие социума прямым образом зависит от образования граждан. Примеры мировой истории проводят прямые параллели и очерчивают явную зависимостью между уровнем образования граждан какого-либо государства и его достижений экономического, социального, культурного и политического характера.

Исторический экскурс и освещение процесса становления прав студентов в сфере высшего образования в Российской Империи безусловно является предпосылкой формирования и становления современного конституционного права на высшее образование в России.

История высшего образования в России существует уже более 300 лет. Славяно-греко-латинская академия, основанная в 1687 г., является первым высшим учебным заведением (далее – вуз) в России. В 1678 г. Симеоном Полоцким и Сильвестром Медведевым разрабатывается первый проект организации вуза. «Привилегия на Академию» – учредительный документ Славяно-Греко-Латинской Академии. В нем предоставлялись права Славяно-Греко-Латинской Академии по примеру западных университетов. Многие положения, которые содержались в «Привилегии на Академию», были заимствованы из устава Виленской академии. Например, положения об организации богословских и философских курсах, иных курсах письма и грамматики, принципы академической свободы [19]. Славяно-Греко-Латинская Академия имела право приобретать в собственность землю, право на прием пожертвований, право на присвоение государственных чинов, обучение иностранцев, прием иностранных преподавателей, право на предоставление в пользование литературой студентами и др. Например, каждый обучающийся имел право на обучение наукам [2]. Первые студенты являлись представителями состоятельных купеческих и дворянских семей. Каждый, кто имел желание получить высшее образование свободно мог сдать экзамены и поступить в вуз. Способности оценивались путем проведения различных семинаров в устной и письменной форме. Кандидатов проверяли на знание письма и грамматики. Преподаватели имели право на получение пенсионного жалования за службу [19].

Для Цитирования:
И.В. Киселев, Права студентов в сфере высшего образования XVII–XVIII века в контексте международного сотрудничества Российской империи. Юрист ВУЗа. 2016;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: