Образованность человека – ключевой показатель благополучия общества и государства. Экономическое развитие и социальное благополучие социума прямым образом зависит от образования граждан. Примеры мировой истории проводят прямые параллели и очерчивают явную зависимостью между уровнем образования граждан какого-либо государства и его достижений экономического, социального, культурного и политического характера.
Исторический экскурс и освещение процесса становления прав студентов в сфере высшего образования в Российской Империи безусловно является предпосылкой формирования и становления современного конституционного права на высшее образование в России.
История высшего образования в России существует уже более 300 лет. Славяно-греко-латинская академия, основанная в 1687 г., является первым высшим учебным заведением (далее – вуз) в России. В 1678 г. Симеоном Полоцким и Сильвестром Медведевым разрабатывается первый проект организации вуза. «Привилегия на Академию» – учредительный документ Славяно-Греко-Латинской Академии. В нем предоставлялись права Славяно-Греко-Латинской Академии по примеру западных университетов. Многие положения, которые содержались в «Привилегии на Академию», были заимствованы из устава Виленской академии. Например, положения об организации богословских и философских курсах, иных курсах письма и грамматики, принципы академической свободы [19]. Славяно-Греко-Латинская Академия имела право приобретать в собственность землю, право на прием пожертвований, право на присвоение государственных чинов, обучение иностранцев, прием иностранных преподавателей, право на предоставление в пользование литературой студентами и др. Например, каждый обучающийся имел право на обучение наукам [2]. Первые студенты являлись представителями состоятельных купеческих и дворянских семей. Каждый, кто имел желание получить высшее образование свободно мог сдать экзамены и поступить в вуз. Способности оценивались путем проведения различных семинаров в устной и письменной форме. Кандидатов проверяли на знание письма и грамматики. Преподаватели имели право на получение пенсионного жалования за службу [19].