Снижение административных барьеров для развития бизнеса является одной из приоритетных задач контрольно-надзорных органов, поставленной Президентом Российской Федерации В. В. Путиным. Вместе с тем одним из механизмов достижения санитарно-эпидемиологического благополучия для Роспотребнадзора на протяжении многих лет являлась контрольно-надзорная деятельность [3].В этих условиях Роспотребнадзором внедрен риск-ориентированный подход при организации государственного надзора [1, 2]. В свою очередь устойчивая тенденция к снижению количества контрольно-надзорных мероприятий в отношении субъектов малого и среднего бизнеса требует внедрения новых форматов профилактической работы, направленных на сохранение стабильной санитарно-эпидемиологической обстановки и гарантированную защиту прав потребителей.
Целью настоящей работы стал анализ деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (далее — Управление) по снижению административного давления на бизнес в условиях риск-ориентированного надзора и применению новых инструментов профилактической работы с предпринимательским сообществом.
В целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности деятельности органов государственного контроля (надзора) Федеральным законом от 13.07.2015 г.№ 246-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», введена новая статья 8.1 «Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора)».
В 2015—2016 гг. Управлением проведен комплекс мероприятий по внедрению риск-ориентированной модели контрольно-надзорной деятельности с одновременным введением новых инструментов для бизнес-сообщества, направленных на профилактическую работу с хозяйствующими субъектами.