По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316:004.9 DOI:10.33920/pol-01-2402-03

Практика применения информационных технологий в социальной сфере

Слепухина Галина Владимировна канд. пед. наук, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова», 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 38, e-mail: g.slepukhina@mail.ru
Гордеева Татьяна Ивановна магистрант кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова», 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 38, e-mail: tata_gordeeva74@mail.ru

В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается интенсификация использования информационных технологий во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Указанные процессы влекут за собой неумение многих граждан быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Это, в свою очередь, становится причиной того, что многие люди отказываются признавать и внедрять в свою жизнь информационные технологии, тем самым усугубляя социальную напряженность. Статья содержит результаты проведенного эмпирического исследования, нацеленного на изучение вопросов практического использования в социальной работе информационных технологий и возможностей их совершенствования. Представлены выводы о преимуществах и недостатках использования предоставления госуслуг в электронном виде.

Литература:

1. Бестолкова Г. В. Государственные электронные услуги: виды и особенности. Государственное управление. 2017; 65: 23–44.

2. Булгатова, Ю. С. Информационные технологии как средство модернизации государственного управления в современном обществе / Ю. С. Булгатова, А. В. Дырхеев. Вестник БГУ. Экономика и менеджмент. 2018; 1: 8–15.

3. Гасумова С. Е. Информационные технологии в социальной работе. Проблемы развития юридической науки и российского законодательства. Пермь, 2017: 305–311.

4. Савченко, И. А. Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде: проблемы и управленческие меры по их решению / И. А. Савченко, Г. М. Холикова. Экономика и менеджмент систем управления. 2019; 4.1: 170–177.

5. Слепухина, Г. В. Проблема адаптации людей старшего поколения к современной информационной среде / Г. В. Слепухина, Т. И. Гордеева. Социальная политика и социальное партнерство. 2023; 8: 470–474.

6. Тюшняков В. Н. Анализ практики применения технологий электронного правительства в системе предоставления государственных и муниципальных услуг. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2018; 4: 194–200.

1. Bestolkova G.V. State electronic services: types and features. Public administration. 2017; 65: 23–44.

2. Bulgatova, Yu. S. Information technologies as a means of modernizing public administration in modern society / Yu. S. Bulgatova, A.V. Dyrheev. Bulletin of the BSU. Economics and Management. 2018; 1: 8–15.

3. Gasumova S. E. Information technologies in social work. Problems of the development of legal science and Russian legislation. Perm, 2017: 305–311.

4. Savchenko, I. A. Provision of state and municipal services in electronic form: problems and management measures to solve them / I. A. Savchenko, G. M. Kholikova. Economics and management of management systems. 2019; 4.1: 170–177.

5. Slepukhina, G.V. The problem of adaptation of older people to the modern information environment / G.V. Slepukhina, T. I. Gordeeva. Social policy and social partnership. 2023; 8: 470–474.

6. Tyushnyakov V. N. Analysis of the practice of using e-government technologies in the system of providing state and municipal services. Bulletin of the Adygea State University. Episode 5: Economics. 2018; 4: 194–200.

Информационные технологии способствуют координированию деятельности органов власти, функционирующих в сфере социальной защиты населения, существенно облегчают процесс предоставления социальных услуг населению, в особенности той категории граждан, которые нуждаются в помощи государства [5]. Они позволяют гражданам оперативно как лично, так и через портал госуслуг получить разнообразные услуги. В частности, речь идет об информации о существующих в данном регионе мерах социальной поддержки; а также о способах взаимодействия в процессе получения услуг с органами власти, их предоставляющими. Все это говорит о том, что активное внедрение информационных технологий в сферу социальной поддержки населения существенно повышает качество и скорость предоставления гражданам социальных услуг. Более того, информационные технологии позволяют значительно снизить как трудовые, финансовые, так и временные затраты на указанные процессы, тем самым делая сферу предоставления социальной поддержки населению более открытой и прозрачной в плане взаимодействия с соответствующими государственными структурами.

Для информационных технологий характерно быстрое развитие и распространение во всех областях общественной жизни. Все больше людей так или иначе пользуются преимуществами информационных технологий. Не обошли они и социальную сферу, постепенно меняя ее в плане доступности для широких слоев населения, а также открывая новые возможности для социальной практики. При этом становится существенно проще донести до граждан необходимую и актуальную информацию, а также автоматизировать многие процессы в системе предоставления социальных услуг населению [3]. Для этого широко внедряются соответствующие программные комплексы, благодаря которым создается единое информационное пространство в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения. Помимо этого, информационные технологии позволяют органам социальной защиты населения и прочим соответствующим государственным структурам взаимодействовать с населением, а также осуществлять межведомственное взаимодействие [6].

Для Цитирования:
Слепухина Галина Владимировна, Гордеева Татьяна Ивановна, Практика применения информационных технологий в социальной сфере. Социальная политика и социальное партнерство. 2024;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: