По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.10:366.64

Практическое применение алгоритма оценки конкурентоспособности маркировки пищевых продуктов

О.Ю. Тихонова аспирант, Кемеровский технологический институт пищевой продукции, olga_tixonova_76@mail.ru
И.Ю. Резниченко д-р техн. наук, профессор, Кемеровский технологический институт пищевой продукции, irina.reznichenko@gmail.com
В.М. Позняковский д-р биол. наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, руководитель отдела гигиены питания и экспертизы товаров научно-образовательного центра ФГБОУ ВПО «Кемеровский технологический институт пищевой продукции», tovar-kemtipp.ru

Проблема качества и конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни потребителя. Маркировка является неотъемлемой частью товара, ее конкурентоспособность напрямую связана с конкурентоспособностью самого товара. Особенно актуально это при выпуске на рынок нового продукта, с которым потребителю только предстоит ознакомиться. Некачественное исполнение маркировки может неблагоприятно сказаться на продвижении товара в целом.

Литература:

1. ГОСТ Р 51074-2003 Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования. Введ. 2005-01-07. — М.: Издательство стандартов, 2004. — 28 с.

2. Лифиц И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг: учеб. пособие. — М.: Высшее образование, 2007. — 390 с.

3. Алгоритм оценки конкурентоспособности маркировки пищевой продукции / О.Ю. Тихонова, И.Ю. Резниченко, В.М. Позняковский // Товаровед продовольственных товаров. — №12. — 2013. — С. 50-59

4. Дворецкая Н.С., Габинская О.С. Конкурентоспособность товаров: учеб. пособие. — Кемерово: Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2010. — 272 с.

Конкурентоспособность характеризует способность товара конкурировать к себе подобным; быть на одном уровне в части функциональных возможностей [2].

Конкурентоспособность маркировки — относительная и обобщенная характеристика маркировки товара, отражающая ее положительные отличия среди аналогов (маркировка товаров однородной группы взятых в качестве базы сравнения).

Целью настоящей работы явилась оценка конкурентоспособности маркировки образцов молочного шоколада.

Согласно разработанного алгоритма оценки конкурентоспособности маркировки пищевой продукции проведена оценка конкурентоспособности маркировки молочного шоколада. [3].

Для изучения конкурентоспособности маркировки использовались балльные шкалы потребительских критериев, критерия «известность товара» и экономические критерии [3].

В качестве образцов для сравнительной оценки отобраны образцы молочного шоколада одной ценовой категории, реализуемые на потребительском рынке г. Кемерово. Маркировка образцов отвечала требованиям ГОСТ Р 51074-2003 [1].

На первом этапе, согласно алгоритма оценки конкурентоспособности маркировки, образцы исследовали по потребительским критериям (единичным и групповым). Результаты представлены в таблицах 1 и 2.

Из данных таблицы следует, что наибольшее количество баллов по оценке потребительских критериев набрала маркировка образца молочного шоколада «O’Zera» (23,08), наименьшее – маркировка «Nestle», остальные образцы по результатам занимают промежуточное положение. Для проведения дальнейшей оценки выбран образец-эталон (образец маркировки шоколада молочного, набравший максимальное количество баллов при оценке потребительских критериев). В данном случае — молочный шоколад «O’Zera».

Расчет единичных критериев gi проводили по формуле (1), как отношение величины i-го показателя анализируемого товара (Pi) к величине i-го показателя товара, принятого за эталон (Pi0):

Расчет комплексного потребительского критерия Ink проводили по формуле (2):

Для Цитирования:
О.Ю. Тихонова, И.Ю. Резниченко, В.М. Позняковский, Практическое применение алгоритма оценки конкурентоспособности маркировки пищевых продуктов. Товаровед продовольственных товаров. 2019;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: