Конкурентоспособность характеризует способность товара конкурировать к себе подобным; быть на одном уровне в части функциональных возможностей [2].
Конкурентоспособность маркировки — относительная и обобщенная характеристика маркировки товара, отражающая ее положительные отличия среди аналогов (маркировка товаров однородной группы взятых в качестве базы сравнения).
Целью настоящей работы явилась оценка конкурентоспособности маркировки образцов молочного шоколада.
Согласно разработанного алгоритма оценки конкурентоспособности маркировки пищевой продукции проведена оценка конкурентоспособности маркировки молочного шоколада. [3].
Для изучения конкурентоспособности маркировки использовались балльные шкалы потребительских критериев, критерия «известность товара» и экономические критерии [3].
В качестве образцов для сравнительной оценки отобраны образцы молочного шоколада одной ценовой категории, реализуемые на потребительском рынке г. Кемерово. Маркировка образцов отвечала требованиям ГОСТ Р 51074-2003 [1].
На первом этапе, согласно алгоритма оценки конкурентоспособности маркировки, образцы исследовали по потребительским критериям (единичным и групповым). Результаты представлены в таблицах 1 и 2.
Из данных таблицы следует, что наибольшее количество баллов по оценке потребительских критериев набрала маркировка образца молочного шоколада «O’Zera» (23,08), наименьшее – маркировка «Nestle», остальные образцы по результатам занимают промежуточное положение. Для проведения дальнейшей оценки выбран образец-эталон (образец маркировки шоколада молочного, набравший максимальное количество баллов при оценке потребительских критериев). В данном случае — молочный шоколад «O’Zera».
Расчет единичных критериев gi проводили по формуле (1), как отношение величины i-го показателя анализируемого товара (Pi) к величине i-го показателя товара, принятого за эталон (Pi0):
Расчет комплексного потребительского критерия Ink проводили по формуле (2):