По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Практические рекомендации по улучшению качества медицинского обслуживания в Российской Федерации

В статье проводится анализ социальных проблем, связанных с реальным состоянием качества медицинского обслуживания людей в РФ. Российская система здравоохранения предпринимает меры по улучшению качества оказываемой населению медпомощи, но реализуемые в стране реформы социально-экономического профиля нуждаются в достижении ощутимого эффекта от проводимых мер по обеспечению роста качества медпомощи населению в системе охраны здоровья страны. На сегодняшний день в российской системе охраны здоровья фактически не осуществляется исследование мнения граждан об отзывчивости национальной системы охраны здоровья к ожиданиям людей страны в увеличении качества и доступности медпомощи. Была определена целесообразность доработки правовой базы РФ в части регламентации законодательного регулирования обеспечения здорового образа жизни людей, обеспечения доступности для них качественной медпомощи, отзывчивости отечественной системы охраны здоровья к ожиданиям людей. Динамику состояния по этим направлениям необходимо контролировать путем реализации мониторинга с применением единой официальной методики измерения мнения населения России о качестве оказываемой медпомощи в системе охраны здоровья страны. Рассматривается совокупность практических рекомендаций для улучшения качества медицинского обслуживания граждан РФ.

Литература:

1. Аганбегян А.Г. Достижение высшего уровня продолжительности жизни в России // Экономическая политика. — 2012. — № 2. — С. 134–156.

2. Аганбегян А.Г. О целях и мерах реформирования здравоохранения в России // Вопросы экономики.— 2014. — № 2. — С. 149–157.

3. Беккер Г. Экономический взгляд на жизнь. Лекция лауреата Нобелевской премии в области экономических наук за 1992 г. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5. — 1993. — № 3.

4. Корчагин Ю.А. Широкое понятие человеческого капитала. — Воронеж: ЦИРЭ, 2009.

5. Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России. Что надо делать: научное обоснование Стратегии развития здравоохранения РФ до 2020 года. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 592 с.

6. Черкашин А.К. Оценка качества жизни на основе решения обратной задачи моделирования динамики численности населения // Народонаселение. — 2014. — № 1(63). — С. 54–67.

7. Mrozek J., Taylor L. What Determines the Value of Life? A Meta-Analysis // Journal of Policy Analysis and Management. 2001; 21(2): 253–270.

8. Murphy K., Topel R. The Value of Health and Longevity // Journal of Political Economy. 2006; 114 (5): 871–904.

На сегодняшний день высокое качество медпомощи, оказываемой гражданам системой охраны здоровья страны, которое способствует достаточной продолжительности здоровой жизни, — одна из наиболее важных составляющих высокого уровня качества жизни граждан, феномена счастья, достижения высшего блага как самоценного, самодостаточного, завершенного состояния жизни, общепризнанной конечной субъективной цели деятельности людей. Феномен счастья положительно влияет на состояние здоровой жизни человека и ее длительность.

Качество медицинского обслуживания граждан РФ в системе охраны здоровья страны — неотъемлемая составляющая улучшения качества жизни населения, стратегическая задача и критерий эффективности реализуемых реформ социально-экономического профиля.

Было выявлено, что для жителей городов РФ ведущее значение имеют такие составляющие качества жизни:

– состояние медицинской инфраструктуры в сочетании с качеством медицинского обслуживания;

– состояние образовательной системы;

– состояние жилых помещений, объемы жилищного строительства, деятельность системы жилищно-коммунального хозяйства — качество и оперативность обслуживания жилого фонда;

– хорошая работа с обеспечением дохода, какой достаточен для поддержания необходимого потребления продовольствия, других товаров и услуг;

– качество культурной инфраструктуры в городе;

– способность к приобретению автотранспортного средства и его использованию, хорошее состояние дорожного хозяйства: дорог в городе, функционирование общественного транспорта, деятельность Государственной автоинспекции.

Качество оказываемых гражданам РФ медуслуг — неотъемлемая составляющая качества жизни. Парадоксальным является тот факт, что, вопреки формальным законам логики, мнение конечного потребителя (граждан России) о качестве оказываемой медпомощи в процессе планирования развития отечественной системы охраны здоровья не учитывается.

Наиболее важный элемент обеспечения отзывчивости отечественной системы охраны здоровья к ожиданиям людей по качеству оказания медпомощи — установление обратной связи между российской системой охраны здоровья и населением РФ. В этих целях требуется регулярное проведение мониторинга в форме соцопросов, результаты каких должны быть учтены в процессе планирования развития отечественной системы охраны здоровья. Кроме того, Министерство здравоохранения РФ должно регулярно проводить информирование населения о предпринятых мерах по устранению выявленных недостатков. На сегодняшний день крайне важен и актуален вопрос утверждения на базе единой системы критериев и единой системы параметров единой методики, предназначенной для определения уровня оценки гражданами РФ качества медуслуг. Без этого нет возможности реальной оценки качества медпомощи населению, к примеру, в разных субъектах РФ. Чаще всего чиновники от медицины говорят, что проводить это бесполезно, но всё же прецеденты уже есть. К примеру, в указе президента РФ от 14.112017 № 548 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ» правительству РФ было предложено утвердить (единые) методики оценки ряда параметров, в том числе Методику оценки удовлетворенности граждан услугами в сферах образования, охраны здоровья, культуры, социального обслуживания.

Для Цитирования:
Ковригина Алла Семеновна, Практические рекомендации по улучшению качества медицинского обслуживания в Российской Федерации. Экономист лечебного учреждения. 2019;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: