На сегодняшний день высокое качество медпомощи, оказываемой гражданам системой охраны здоровья страны, которое способствует достаточной продолжительности здоровой жизни, — одна из наиболее важных составляющих высокого уровня качества жизни граждан, феномена счастья, достижения высшего блага как самоценного, самодостаточного, завершенного состояния жизни, общепризнанной конечной субъективной цели деятельности людей. Феномен счастья положительно влияет на состояние здоровой жизни человека и ее длительность.
Качество медицинского обслуживания граждан РФ в системе охраны здоровья страны — неотъемлемая составляющая улучшения качества жизни населения, стратегическая задача и критерий эффективности реализуемых реформ социально-экономического профиля.
Было выявлено, что для жителей городов РФ ведущее значение имеют такие составляющие качества жизни:
– состояние медицинской инфраструктуры в сочетании с качеством медицинского обслуживания;
– состояние образовательной системы;
– состояние жилых помещений, объемы жилищного строительства, деятельность системы жилищно-коммунального хозяйства — качество и оперативность обслуживания жилого фонда;
– хорошая работа с обеспечением дохода, какой достаточен для поддержания необходимого потребления продовольствия, других товаров и услуг;
– качество культурной инфраструктуры в городе;
– способность к приобретению автотранспортного средства и его использованию, хорошее состояние дорожного хозяйства: дорог в городе, функционирование общественного транспорта, деятельность Государственной автоинспекции.
Качество оказываемых гражданам РФ медуслуг — неотъемлемая составляющая качества жизни. Парадоксальным является тот факт, что, вопреки формальным законам логики, мнение конечного потребителя (граждан России) о качестве оказываемой медпомощи в процессе планирования развития отечественной системы охраны здоровья не учитывается.
Наиболее важный элемент обеспечения отзывчивости отечественной системы охраны здоровья к ожиданиям людей по качеству оказания медпомощи — установление обратной связи между российской системой охраны здоровья и населением РФ. В этих целях требуется регулярное проведение мониторинга в форме соцопросов, результаты каких должны быть учтены в процессе планирования развития отечественной системы охраны здоровья. Кроме того, Министерство здравоохранения РФ должно регулярно проводить информирование населения о предпринятых мерах по устранению выявленных недостатков. На сегодняшний день крайне важен и актуален вопрос утверждения на базе единой системы критериев и единой системы параметров единой методики, предназначенной для определения уровня оценки гражданами РФ качества медуслуг. Без этого нет возможности реальной оценки качества медпомощи населению, к примеру, в разных субъектах РФ. Чаще всего чиновники от медицины говорят, что проводить это бесполезно, но всё же прецеденты уже есть. К примеру, в указе президента РФ от 14.112017 № 548 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ» правительству РФ было предложено утвердить (единые) методики оценки ряда параметров, в том числе Методику оценки удовлетворенности граждан услугами в сферах образования, охраны здоровья, культуры, социального обслуживания.