Введение риск-ориентированного подхода в сфере охраны труда представляет собой попытку законодателя обеспечить баланс интересов государства в части защиты конституционного права работников на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены (ст. 37 Конституции РФ) [1], а также работодателей, для которых в соответствии со спецификой деятельности многие требования охраны труда являются избыточными или неприменимыми к их сфере деятельности. Изначально реализация требований охраны труда и контроль за их исполнением осуществлялись разными ведомствами, и требования нередко противоречили друг другу, а также в связи с тем, что не было единых требований ни к специалистам по охране труда, ни к самой организации охраны труда, многие работодатели предпочитали возлагать на специалиста по охране труда обязанности из смежных сфер деятельности — промышленной, пожарной, экологической безопасности, гражданской обороны и защиты от ЧС. В совокупности это приводило к резкому снижению качества выполняемых работ в каждой из сфер деятельности. Работодатели продолжали экономить на специалистах по охране труда, воспринимая данную отрасль как неизбежные непроизводительные расходы, которые стремились максимально минимизировать.
Первая попытка наведения порядка в системе управления охраной труда началась в 2014 г. в связи с введением профессионального стандарта специалиста по охране труда вместо общего наименования инженера по каждой из сфер деятельности [2]. Подразумевалось, что, разделяя профстандарты и ужесточая одновременно требования к образованию и опыту работы каждого из работников, работодатели будут вынуждены вводить отдельные ставки для каждого из работников, а сами работники будут специалистами только в одной области, что должно было увеличить качество их работы. Однако вместо этого работодатели предпочитали игнорировать требования профессиональных стандартов, считая их рекомендательными, а не обязательными, а также вводить совмещенные должности вроде «специалист по охране труда и промышленной безопасности», что противоречило самой сути требований профессиональных стандартов. В соответствии со ст. 60.1 и 60.2 Трудового кодекса РФ работник может выполнять другую работу только с его согласия и только на условиях внутреннего совместительства или совмещения должностей за дополнительную оплату [3]. Таким образом, нарушение требований ТК РФ работодателями продолжалось и ухудшало качество работы как самих специалистов по охране труда, так и в целом ситуацию с производственным травматизмом.