По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.452

Практические особенности реализации риск-ориентированного подхода в системе управления охраной труда

Богданов А. С. преподаватель, АНО ДПО «Учебный центр «СтройЭнергоМонтажСервис», Е-mail: bogdanov@dpokurs.ru

В статье рассмотрены предпосылки к созданию и внедрению в организациях систем управления охраной труда оценки уровней профессиональных рисков, выявлены причины изменения законодательства об охране труда с 2014 г. по настоящее время, а также рассмотрены рекомендации Минтруда России по управлению рисками и минимизации их последствий, в том числе с практическими примерами по их применению.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс».

2. Приказ Минтруда России от 04.08.2014 № 524н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда»» // СПС «КонсультантПлюс».

3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197‑ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

4. Приказ Минтруда России от 19.08.2016 № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» // СПС «КонсультантПлюс».

5. Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 776н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» // СПС «КонсультантПлюс».

6. Приказ Минтруда России от 28.12.2021 № 926 «Об утверждении Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков» // СПС «КонсультантПлюс».

7. Григорьев И.В., Куницкая О.А., Куницкая Д. Е. Обоснование метода распознавания пятен коры на балансах для автоматической сортировки по качеству окорки // Справочник. Инженерный журнал. — 2017. — № 6 (243). — С. 43–45.

8. Григорьев И.В., Куницкая О.А., Куницкая Д. Е. Повышение эффективности древесноподготовительных цехов автоматизацией основных технологических операций // Инноватика и экспертиза: научные труды. — 2017. — № 3 (21). — С. 229–241.

9. Куницкая О.А., Григорьев И.В., Локштанов Б.М., Куницкая Д. Е., Лукин А. Е. Автоматизация оценки качества окорки лесоматериалов в окорочных барабанах // Справочник. Инженерный журнал. — 2016. — № 7 (232). — С. 56–64.

10. Григорьев И.В., Тихонов И.И., Григорьева О.И. Устройства, предотвращающие перегруз лесовозного транспорта и производящие автоматический учет лесоматериалов / Отв. ред. Н.С. Захаров // Транспортные и транспортно-технологические системы: Материалы международной научно-технической конференции. — 2016. — С. 97–100.

11. Григорьев И.В., Локштанов Б.М., Куницкая О.А., Куницкая Д. Е. Способ автоматизации степени затупления ножей рубительных машин // Справочник. Инженерный журнал. — 2015. — № 6 (219). — С. 56–60.

12. Куницкая О.А., Тихонов И.И., Куницкая Д. Е., Григорьев И.В., Земцовский А. Е. Оптимизация процесса раскряжевки хлыстов на лесоперевалочных базах лесных холдингов при выпиловке сырья для мачтопропиточных заводов // Известия высших учебных заведений. Лесной журнал. — 2014. — № 3 (339). — С. 86–93.

13. Куницкая О.А. Охрана труда на производстве технического этанола из древесины // Безопасность и охрана труда в лесозаготовительном и деревообрабатывающем производствах. — 2022. — № 3. — С. 55–60.

14. Куницкая О.А., Григорьев И.В., Нгуен Т.Н. Современные методы и формы обучения операторов лесных машин / Отв. ред. Ю.А. Безруких, Е.В. Мельникова// Инновации в химико-лесном комплексе: тенденции и перспективы развития: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. — 2020. — С. 277–280.

15. Григорьев И.В., Войнаш С.А. Повышение эффективности подготовки операторов лесных машин // Лесоэксплуатация и комплексное использование древесины: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. — Красноярск, 2020. — С. 62–66.

16. Григорьев И.В., Куницкая О.А., Рудов С. Е., Григорьева О.И., Войнаш С.А. Лучшие практики подготовки операторов лесных машин // Строительные и дорожные машины. — 2020. — № 10. — С. 42–48.

Введение риск-ориентированного подхода в сфере охраны труда представляет собой попытку законодателя обеспечить баланс интересов государства в части защиты конституционного права работников на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены (ст. 37 Конституции РФ) [1], а также работодателей, для которых в соответствии со спецификой деятельности многие требования охраны труда являются избыточными или неприменимыми к их сфере деятельности. Изначально реализация требований охраны труда и контроль за их исполнением осуществлялись разными ведомствами, и требования нередко противоречили друг другу, а также в связи с тем, что не было единых требований ни к специалистам по охране труда, ни к самой организации охраны труда, многие работодатели предпочитали возлагать на специалиста по охране труда обязанности из смежных сфер деятельности — промышленной, пожарной, экологической безопасности, гражданской обороны и защиты от ЧС. В совокупности это приводило к резкому снижению качества выполняемых работ в каждой из сфер деятельности. Работодатели продолжали экономить на специалистах по охране труда, воспринимая данную отрасль как неизбежные непроизводительные расходы, которые стремились максимально минимизировать.

Первая попытка наведения порядка в системе управления охраной труда началась в 2014 г. в связи с введением профессионального стандарта специалиста по охране труда вместо общего наименования инженера по каждой из сфер деятельности [2]. Подразумевалось, что, разделяя профстандарты и ужесточая одновременно требования к образованию и опыту работы каждого из работников, работодатели будут вынуждены вводить отдельные ставки для каждого из работников, а сами работники будут специалистами только в одной области, что должно было увеличить качество их работы. Однако вместо этого работодатели предпочитали игнорировать требования профессиональных стандартов, считая их рекомендательными, а не обязательными, а также вводить совмещенные должности вроде «специалист по охране труда и промышленной безопасности», что противоречило самой сути требований профессиональных стандартов. В соответствии со ст. 60.1 и 60.2 Трудового кодекса РФ работник может выполнять другую работу только с его согласия и только на условиях внутреннего совместительства или совмещения должностей за дополнительную оплату [3]. Таким образом, нарушение требований ТК РФ работодателями продолжалось и ухудшало качество работы как самих специалистов по охране труда, так и в целом ситуацию с производственным травматизмом.

Для Цитирования:
Богданов А. С., Практические особенности реализации риск-ориентированного подхода в системе управления охраной труда. Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях. 2024;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: