По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 663.001 DOI:10.33920/pro-02-2511-07

Практическая реализация безотказной работы навигационных комплексов

Варламова А.П. e-mail: anastasiavarlamow4@yandex.ru, МГТУ им. Н.Э. Баумана, 105005, Москва ул. 2-я Бауманская, д. 5
Гордиенко Д.А. e-mail: gordienkodmitrij722@gmail.com, МГТУ им. Н.Э. Баумана, 105005, Москва ул. 2-я Бауманская, д. 5
Полханова В.И. e-mail: valeriapolkhanova@gmail.com, МГТУ им. Н.Э. Баумана, 105005, Москва ул. 2-я Бауманская, д. 5
Юдачев С.С. канд. техн. наук, доцент, МГТУ им. Н.Э. Баумана, 105005, Москва ул. 2-я Бауманская, д. 5

Так как безотказная работа современных навигационных комплексов в авиации, морской технике и автономных транспортных средствах критически зависит от точности инерциальных датчиков. Статья посвящена исследованию применения линейного фильтра Калмана для решения задачи оценивания погрешностей инерциальной навигационной системы (ИНС). Некомпенсированные погрешности ИНС способны приводить к накоплению ошибок в определении положения и скорости, что влечет за собой сбои в работе систем и критические ошибки навигации. В работе представлена математическая модель стационарных погрешностей ИНС в горизонтальном канале, проведено их моделирование в среде MATLAB. Подробно описан и реализован алгоритм фильтра Калмана в режиме оценивания. Проведен параметрический анализ влияния ковариационных матриц ошибок оценивания, измерительного и входного шумов на точность и характер работы фильтра. На основе результатов моделирования сделаны выводы об оптимальной настройке фильтра Калмана для минимизации дисперсии ошибок оценивания. Предлагаемая методика настройки фильтра Калмана позволяет практически повысить достоверность навигационных данных, обеспечивая устойчивую работу интегрированных систем.

Литература:

1. Salychev, О. Applied Inertial Navigation: Problems and Solutions. Moscow: Published by the BMSTU Press, 2004. 300 р.

2. Браммер, К., Зиффлинг, Г. Фильтр Калмана—Бьюси. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1982. 200 с.

3. Брозгуль, Л.И., Зайцев, А.В. Состояние и перспективы развития инерциальных навигационных систем // Мехатроника, автоматизация, управление. — 2006. — № 3.

4. Васильев, К.К., Аникин, А.А. Калмановское комплексирование и моделирование навигационных систем // Электронная техника: Межвузовский сборник научных трудов / под ред. Д.В. Андреева. — Ульяновск: УлГТУ, 2005.

5. Жидкова, Н.В., Волков, В.Л. Моделирование бесплатформенной системы ориентации. //Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1. — URL http://www.scienceeducation.ru (дата обращения 20.09.2025 г.).

6. Иванов, А.В. Навигационные системы подвижных наземных объектов. Алгоритмы обработки информации в угломерном канале // Радиотехника. — 2013. — № 4.— С. 23–29.

7. Каплин, А.Ю., Степанов, М.Г., Ярмолич, А.Г. Свойства фильтра Калмана в переходном режиме // Изв. вузов. Приборостроение. — 2017. — Т. 60, № 4. — С. 311–317.

8. Кузовков, Н.Т., Салычев, О.С. Инерциальная навигация и оптимальная фильтрация. М.: Машиностроение, 1982. — 216 с.

9. Советов, В.М. Дискретный фильтр Калмана в задачах оптимального приема сигналов // Радиотехника. — 2016. — № 3. — С. 43–49.

10. Шипов, И.А., Ветошкин, Е.В. Комплексированная навигация наземных робототехнических комплексов // Робототехника и техническая кибернетика. — 2021. — Т. 9, № 2 (225). — С. 127–132.

Стабильность и надежность работы навигационного оборудования являются ключевыми требованиями для современных технических систем. Даже незначительные, но систематически накапливающиеся погрешности инерциальных систем способны вывести управляющий комплекс из строя или привести к принятию ошибочных решений.

Для компенсации этих погрешностей и оптимального объединения разнородной информации широко используются методы оптимальной фильтрации, среди которых фильтр Калмана занимает центральное место.

Современные навигационные комплексы часто строятся по принципу интеграции, объединяя данные от различных измерительных систем, таких как инерциальные навигационные системы (ИНС) и спутниковые приемники. Одной из ключевых проблем при построении таких систем является наличие собственных погрешностей ИНС, которые имеют свойство накапливаться с течением времени.

Фильтр Калмана представляет собой эффективный рекуррентный алгоритм, который позволяет оценить вектор состояния динамической системы по ряду неточных измерений. Его работа основана на минимизации ковариационной матрицы ошибок оценивания, что обеспечивает оптимальные в статистическом смысле результаты.

Таким образом, применение оптимального фильтра Калмана, настроенного в соответствии с результатами данного исследования, позволяет не только повысить точность, но и гарантировать устойчивую работу системы в условиях длительной эксплуатации [1–7].

Целью данной работы является моделирование погрешностей ИНС и последующее исследование возможностей фильтра Калмана для их точного оценивания.

Реализация погрешностей ИНС и фильтра Калмана в режиме оценивания для компенсации погрешностей

tr — true — истина.

След — это сумма диагональных элементов матрицы Р:

— в диагональных элементах: в Р находятся дисперсии ошибок оценивания погрешности ИНС (квадрат максимально возможных ошибок моделирования),

— в недиагональных: функции корреляции между различными погрешностями (ставим 0).

Для Цитирования:
Варламова А.П., Гордиенко Д.А., Полханова В.И., Юдачев С.С., Практическая реализация безотказной работы навигационных комплексов. Главный механик. 2025;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: