Президент РАН, академик Г. Я. Красников в конце 2023 г. встречался с руководителями МСХ РФ по вопросам проблемы дефицита кадрового обеспечения АПК Российской Федерации. 23 декабря 2024 г. было принято решение межведомственного координационного совета РАН по исследованиям в области агропромышленного производства и комплексного развития сельских территорий по вопросу «Кадровое обеспечение сельского хозяйства: состояние, проблемы и пути их решения».
Особенно остро этот злободневный вопрос наблюдается в отрасли животноводства, т. к. без хорошо подготовленных специалистов зоотехнического и ветеринарного направления среднего и высшего звена решить задачу продовольственной безопасности нашей страны по обеспечению в достаточном количестве высокоценной продукцией животноводства не представляется возможным.
В этой связи одной из важнейших задач по увеличению и улучшению качества производимой продукции животноводства и, как следствие, ее конкурентоспособности не только на отечественном, но и на внешних рынках является подготовка высококвалифицированных кадров.
Цель работы – дать анализ практической подготовки высококвалифицированных кадров как одной из главных составляющих научного обеспечения животноводства России.
Исследования проведены на основании анализа уровня подготовки выпускников в колледжах и вузах СКФО и ЮФО. Установлена степень усвоения дисциплин зоотехнической специальности, эффективности практического обучения и причины недостаточной подготовки выпускников средних специальных и высших учебных заведений.
Во все времена существования учебных заведений разного уровня важной задачей являлось максимальное внимание практической подготовки будущих специалистов аграрного производства. До перехода на новые социально-экономические отношения в каждом высшем учебном заведении и техникуме РФ были практически рядом расположенные учебно-опытные хозяйства. В том случае, когда учхозы находились на более удаленном расстоянии, имелись благоустроенные общежития, столовые, спортивные площадки и т. д., позволяющие проживать студентам необходимое время для прохождения практики. На базе таких учхозов студенты разных курсов имели возможность закреплять знания на живых объектах разных видов животных, пунктах искусственного осеменения, цехах и полях по заготовке и приготовлению кормов, переработки всех видов животноводческой продукции.