По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.61:614.2 ВАК 08.00.12

Практическая подготовка по программам медицинского образования: нужно ли менять формат?

Лебедев Виктор Аркадьевич канд. экон. наук, заведующий Учебно-проектной лабораторией междисциплинарного развития ИТ-компетенций Института цифровой экономики и информационных технологий, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, E‑mail: lebedev.var@rea.ru
Лебедева Елена Ивановна канд. юрид. наук, доцент кафедры права, эксперт ИПБ России, E‑mail: avpra@mail.ru

В Послании Федеральному Собранию 15 января 2020 года Президент РФ подчеркнул, что «вопрос подготовки, привлечения кадров — ключевой для здравоохранения». В статье проведен сравнительный анализ норм, регламентирующих особенности практической подготовки по образовательным программам среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования, в том числе поправок, внесенных Федеральным законом от 02.12.2019 № 403-ФЗ в законодательство об образовании, и особенности практической подготовки по программам медицинского образования. Рассмотрены сетевые формы реализации практической подготовки, требования к ресурсному обеспечению, а также существующие положения, регламентирующие практическую подготовку по программам медицинского образования.

Литература:

1. Агранович Н.В., Рубанова Н.А., Кнышова С.А., Анопченко А.С. Трудности в обучении и практической подготовке молодого врача в условиях реформирования российского здравоохранения. Пути решения и практический опыт // Медицинское образование и профессиональное развитие. — 2019. — Т. 10. — № 2 (34). — С. 77–89 [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39133947.

2. Голикова Н.С., Чернышева Л.Н., Тарасов В.В., Король Л.А. Сетевое образование в подготовке специалистов для фармацевтической индустрии // Фармация. — 2017. — Т. 66. — № 7. — С. 46–51 [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30458990.

3. Демененко И.А., Шавырина И.В. Формирование стратегии партнерства вузов и бизнес-сообществ: региональный аспект // Менеджмент в России и за рубежом. — 2018. — № 2. — С. 22–28 [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=32747562.

4. Зацаринная Е.И., Проданова Н.А. Учет труда медицинских работников и его оплаты // Бухучет в здравоохранении. — 2019. — № 5. — С. 23–34. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Электрон. дан. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38228911.

5. Лебедев С.А., Тельнов Ю.Ф., Гаспариан М.С. Развитие практико-ориентированных образовательных программ в контексте взаимосвязи образовательных и профессиональных стандартов / В сб.: Информационные технологии и математические методы в экономике и управлении (ИТИММ-2017). Сборник научных статей. — 2017. — С. 189–195 [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=30593547.

6. Сидорова А.А. Сотрудничество университетов и бизнеса: направления взаимодействия // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. — 2019. — Т. 27. — № 2. — С. 290–302 [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — URL: http://journals.rudn.ru/economics/article/view/22180/17403.

7. Фрумина С.В. Интеграция образования и бизнеса как вызов инновационной экономики // Региональная экономика: теория и практика. — 2019. — Т. 17. — № 5 (464). — С. 945–958 [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — URL: https://elibrary. ru/item.asp?id=37622568.

8. Харламова Е.Е., Арефкина Ю.А. Корпоративный университет как форма государственно-частного партнерства в сфере образования // Экономика образования. — 2018. — № 2 (105). — С. 82–90 [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32717666.

9. Ходырева Е.А. Особенности оценки качества реализации сетевых образовательных программ высшего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2019. — № 6. — С. 56–65 [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38501709.

1. Agranovich N.V., Rubanova N.A., Knyshova S.A., Anopchenko A.S. Difficulties in training and practical training of a young doctor in the conditions of reforming Russian health care. Solutions and practical experience // Medical education and professional development. 2019. Vol. 10. № 2 (34). Pp. 77–89. [Electronic resource] — Electron. dan. — Mode of access: https://elibrary.ru/item.asp?id=39133947.

2. Golikova N.S., Chernysheva L.N., Tarasov V.V., Korol L.A. Network education in training specialists for the pharmaceutical industry // pharmacy. 2017. Vol. 66. № 7. Pp. 46–51. [Electronic resource] — Electron. dan. — Mode of access: https://elibrary.ru/item.asp?id=30458990.

3. Demidenko I.A., Shavyrina I.V. formation of the strategy of partnership of universities and the business communities: a regional perspective // Management in Russia and abroad. 2018. № 2. P. 22–28. [Electronic resource] — Electron. dan. — Mode of access: https://elibrary.ru/item.asp?id=32747562.

4. Zatsarinnaya E.I., Prodanova N.A. Accounting for labor of medical workers and its payment [Electronic resource] / Electron. dan. — Mode of access: https://elibrary.ru/item. asp?id=38228911.

5. Lebedev S.A., Telnov Yu.F., Gasparian M.S. Development of practical-oriented educational programs in the context of the relationship between educational and professional standards in the collection: information technologies and mathematical methods in economics and management (itimm-2017) a collection of scientific articles. 2017. page 189–195. [Electronic resource] / Electron. dan. — Mode of access: https://elibrary.ru/ item.asp?id=30593547.

6. Sidorova Alexandra A. University-business cooperation: directions of interaction // RUDN Journal of Economics, 2019, 27 (2), 290–302. [Electronic resource] — Electron. dan. — Mode of access: http://journals.rudn.ru/economics/article/view/22180/17403.

7. Frumina S.V. Integration of education and business as a challenge of innovation-driven economy // Regional economics: theory and practice. 2019. T. 17. № 5 (464). P. 945–958. [Electronic resource] — Electron. dan. — Mode of access: https://elibrary.ru/item. asp?id=37622568.

8. Kharlamova E.E., Arefkina Yu.A. Corporate university as a form of state-private partnership in the sphere of education // Education economy. 2018. № 2 (105). P. 82–90. [Electronic resource] — Electron. dan. — Mode of access: https://elibrary.ru/item.asp?id=32717666.

9. Khodyreva E.A. Peculiarities of evaluation of quality of implementation of network educational programs of higher education / Scientific-methodical electronic journal Concept. 2019. № 6. Page 56–65. [Electronic resource] / Electron. dan. — Mode of access: https://elibrary.ru/item.asp?id=38501709.

Президент Российской Федерации, выступая 15 января 2020 года с Посланием Федеральному Собранию1 , подчеркнул, что «ключевым вопросом для здравоохранения является подготовка, привлечение кадров». К 2024 году первичное звено2 должно быть обеспечено специалистами в приоритетном порядке. Напомним, что год тому назад, 20 февраля 2019 года, в Послании3 Федеральному Собранию Президент Российской Федерации отмечал, что о состоянии системы здравоохранения судят по первичному звену: поликлиникам, амбулаториям, фельдшерско-акушерским пунктам, а для первичного звена здравоохранения острый вопрос — дефицит кадров. Тогда было предложено наряду с комплексным развитием медицинского образования принять меры, которые дадут быстрый результат, быстрый эффект. Например, «снять возрастные ограничения для участников программы “Земский доктор”, чтобы специалисты старше 50 лет также могли получить единовременную выплату при переезде на работу в сельскую местность или малый город: врачи — миллион рублей, фельдшеры — 500 тысяч рублей».

Организация первичной медико-санитарной помощи гражданам, особенностью оказания которой является ее приближенность к месту их жительства, работы или обучения, осуществляется по территориально-участковому принципу, который предусматривает формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях. Как известно, первичная медико-санитарная помощь делится по видам, для каждого из которых законом установлены минимальные квалификационные требования к составу медицинского персонала, оказывающего соответствующую помощь (табл. 1).

В Послании Федеральному Собранию Президент РФ предложил изменить порядок приема в вузы по медицинским специальностям, а именно расширять целевой прием4 (по специальности «Лечебное дело» 70% бюджетных мест должны быть целевыми, по специальности «Педиатрия» — 75%, а по самым дефицитным направлениям ординатуры — почти стопроцентное целевое обучение). При этом квоты на целевой прием будут формироваться по заявкам регионов Российской Федерации, что, в свою очередь, гарантирует трудоустройство выпускников, а при поступлении преимущество будут иметь врачи со стажем работы в первичном звене, особенно на селе. Кроме этих преимуществ, целевой набор (и целевое распределение выпускников) автоматически повышает требования к качеству образования: ожидания заказчика связаны не только с теоретической подготовкой выпускника вуза, но и с профессиональными практическими навыками — в этом заключается, на наш взгляд, смысл «целевизации» вузовской подготовки медиков. Кроме того, безусловно, целевая подготовка позволит обеспечить существующие в регионах потребности в медицинских кадрах.

Для Цитирования:
Лебедев Виктор Аркадьевич, Лебедева Елена Ивановна, Практическая подготовка по программам медицинского образования: нужно ли менять формат?. Бухучет в здравоохранении. 2020;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: