По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 622.692.4 DOI:10.33920/pro-01-2401-05

Позитивный аспект в присутствии асфальто-смолопарафиновых отложений при трансфере нефтепродуктов по трубопроводной сети

А.М. Дымов ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет», 414056, Астраханская область, городской округ город Астрахань, г. Астрахань, ул. Татищева, стр. 16/1
С.А. Маринин ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет», 414056, Астраханская область, городской округ город Астрахань, г. Астрахань, ул. Татищева, стр. 16/1
А.Х.-Х. Нугманов ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет», 414056, Астраханская область, городской округ город Астрахань, г. Астрахань, ул. Татищева, стр. 16/1, E-mail: albert909@yandex.ru
И.Ю. Алексанян ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет», 414056, Астраханская область, городской округ город Астрахань, г. Астрахань, ул. Татищева, стр. 16/1

До сих пор явление парафинового загрязнения нефтепроводов считают препятствием для эффективного транспорта нефтяного сырья, приводящим к падению надежности их эксплуатации. Оценку позитивного эффекта от асфальтосмолопарафиновых отложений при движении нефтяного сырья в нефтепроводной системе можно провести при учете ряда явлений. Так, в первую очередь асфальтосмолопарафиновые отложения имеют сравнительно малый коэффициент теплопроводности и сглаживают неровности от внутренней коррозии стенок нефтепроводов выступая как ее коррозии. Данные отложения при их отшлифовке при эксплуатации нефтепроводной системы уменьшают шероховатость поверхности стенок, что обусловливает падение гидравлического сопротивления и по этой причине ведет к росту проходимости нефтепроводов и, как следствие, к снижению затрат энергии. В материалах статьи приведена оценка преимуществ наличия подконтрольного слоя обозначенных отложений при транспортировке нефтяного сырья по магистральной нефтепроводной сети. К одному из таких достоинств можно причислить формирование подконтрольного слоя отложений, как ингибитора коррозии, на контактирующей с нефтяным сырьем поверхности нефтепроводов, а также в качестве их тепловой изоляции при понижающем шероховатость эффекте.

Литература:

1. Дмитриев М.Е., Хасанова К.И., Мастобаев Б.Н. Экспериментальные исследования процесса парафинизации континентальных нефтепроводов // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. — 2011. — Вып. 1. — С. 12–15.

2. Дмитриев М.Е., Хасанова К.И., Мастобаев Б.Н. Анализ результатов экспериментальных исследований по влиянию различных факторов на процесс парафинизации магистральных нефтепроводов // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. — 2011. — Вып. 2. — С. 10–14.

3. Мастобаев Б.Н., Дмитриев М.Е., Хасанова К.И. Совершенствование систем мониторинга парафинизации нефтепроводов шельфовых месторождений // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. — 2012. — № 4. — С. 44–47.

4. Хасанова К.И., Дмитриев М.Е., Мастобаев Б.Н. Повышение эффективности применения средств и методов борьбы с асфальтосмолопарафиновыми отложениями в процессе транспорта нефти по магистральным трубопроводам // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. — 2013. — № 3. — С. 7–12.

5. Гильмутдинов Н.Р., Дмитриев М.Е., Мастобаев Б.Н. Новые направления использования асфальтосмолопарафиновых отложений в процессе трубопроводного транспорта нефти // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. — 2015. — № 2. — С. 8–12.

1. Dmitriyev M.Ye., Khasanova K.I., Mastobayev B.N. Eksperimental'nyye issledovaniya protsessa parafinizatsii kontinental'nykh nefteprovodov // Transport i khraneniye nefteproduktov i uglevodorodnogo syr'ya. — 2011. — Vyp. 1. —S. 12–15.

2. Dmitriyev M.Ye., Khasanova K.I., Mastobayev B.N. Analiz rezul'tatov eksperimental'nykh issledovaniy po vliyaniyu razlichnykh faktorov na protsess parafinizatsii magistral'nykh nefteprovodov // Transport i khraneniye nefteproduktov i uglevodorodnogo syr'ya. — 2011. — Vyp. 2. — S. 10–14.

3. Mastobayev B.N., Dmitriyev M.Ye., Khasanova K.I. Sovershenstvovaniye sistem monitoringa parafinizatsii nefteprovodov shel'fovykh mestorozhdeniy // Nauka i tekhnologii truboprovodnogo transporta nefti i nefteproduktov. — 2012. — № 4. — S. 44–47.

4. Khasanova K.I., Dmitriyev M.Ye., Mastobayev B.N. Povysheniye effektivnosti primeneniya sredstv i metodov bor'by s asfal'tosmoloparafinovymi otlozheniyami v protsesse transporta nefti po magistral'nym truboprovodam // Transport i khraneniye nefteproduktov i uglevodorodnogo syr'ya. — 2013. — № 3. — S. 7–12.

5. Gil'mutdinov N.R., Dmitriyev M.Ye., Mastobayev B.N. Novyye napravleniya ispol'zovaniya asfal'tosmoloparafinovykh otlozheniy v protsesse truboprovodnogo transporta nefti //Transport i khraneniye nefteproduktov i uglevodorodnogo syr'ya. — 2015. — № 2. — S. 8–12.

До сих пор явление парафинового загрязнения нефтепроводов считают препятствием для эффективного транспорта нефтяного сырья, приводящим к падению надежности их эксплуатации. Асфальтосмолопарафиновые отложения (АСПО) служат серьезным препятствием при функционировании нефтепромысловой техники, самих скважин и нефтепроводов, что обусловливает падение их проходимости и экономической эффективности, особенно при прокачке нефтяного сырья с долей парафиновых продуктов (ПП) до 5 %.

Оценку позитивного эффекта от АСПО при движении нефтяного сырья в нефтепроводной системе можно провести при учете ряда явлений. Так в первую очередь АСПО имеют сравнительно малый коэффициент теплопроводности и, кроме того, они сглаживают неровности, появляющиеся при внутренней коррозии стенок нефтепроводов выступая как ингибитор коррозии, причем данные отложения при их отшлифовке при эксплуатации нефтепроводной систем уменьшают шероховатость поверхности стенок, что обусловливает падение гидравлического сопротивления и по этой причине ведут к росту проходимости нефтепроводов и, как следствие к снижению затрат энергии

Надо принять во внимание тот факт, что с целью позитивного воздействия процедуры запарафинивания нефтепроводов целесообразна разработка его оригинальной технологии, опираясь на специфику эксплуатации определенного объекта. Иными словами, целесообразно проанализировать режимные эксплуатационные параметры, конструктивную специфику нефтепровода, воздействие внешней среды, соотношение составляющих в АСПО и их долю в нефтяном сырье, а также комплекс их теплофизических и структурно-механических параметров. К тому же, с целью рационального выбора технологии парафинирования резонно иметь информацию о параметрах нефтяного сырья, его компонентном составе и исходного уровня загрязнения внутренней поверхности нефтепроводов. Следует учесть важность при парафинизации применения специализированного технического обеспечения для равномерной парафинированию нефтепроводов.

Явление внутреннего коррозионного воздействия присутствует не только в нефтепроводах промыслового назначение, но и в процессе транспортировки сернистого нефтяного сырья по магистралям, при этом организация эффективной защиты стенок нефтепроводов является сложной и порой неразрешимой задачей. Известен ряд покрытий внутренней поверхности нефтепроводов, наносимых в производственных условиях, кроме того, для этих целей существуют специализированные стеклопластиковые, полиэтиленовые или композитные трубопроводы. Данный вариант возможен лишь на вновь сооружаемых нефтепроводах или при реконструкции существующих. Реализация такого подхода создает ряд проблем, обусловленных скоплением АСПО в нефтепроводах, поскольку в основном именно коррозионностойкие материалы наиболее склонны к парафинированию.

Для Цитирования:
А.М. Дымов, С.А. Маринин, А.Х.-Х. Нугманов, И.Ю. Алексанян, Позитивный аспект в присутствии асфальто-смолопарафиновых отложений при трансфере нефтепродуктов по трубопроводной сети. Управление качеством. 2024;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: