По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.841.345

Пожарная безопасность пассажирских перевозок на московском метрополитене

В. П. Прохоров канд. техн. наук, начальник отдела пожарной охраны ГУП «Московский метрополитен», 129110, г. Москва, ул. Гиляровского, д. 37, стр. 1, e-mail: info@mosmetro.ru

Противопожарная защита вагонов метрополитена – задача актуальная и важная. В 1980-е и 1990-е гг. в Московском и Бакинском метрополитенах произошел ряд крупных пожаров в электропоездах. Подобные ситуации случаются и в наши дни. Защитить пассажиров метро и обеспечить их безопасность во время пути – главная цель нашей работы.

Пожар в электропоезде на станционном пути станции «Октябрьская» в Московском метрополитене 10 июня 1981 года возник в деревянном ящике аккумуляторной батареи под вагоном. Неправильные действия персонала метрополитена, слишком поздно отправившего сообщение о возгорании в пожарную охрану города, отсутствие технической возможности подать воду для тушения состава от водопровода метрополитена привели к тому, что сгорели четыре вагона. К счастью, пассажиры не пострадали.

17 января 1994 года в столице при выходе электропоезда из электродепо «Владыкино» загорелся последний вагон.

Состав остановился в рампе. В соответствии с действовавшими тогда инструкциями большую часть состава оставили стоять в тоннеле (а два вагона – на парковых путях электродепо), хотя была техническая возможность вывести состав из тоннеля и обеспечить благоприятные условия для его тушения. Ликвидация пожара в тоннеле была чрезвычайно сложной. Некоторые пожарные пострадали из-за сильного воздействия высоких температур и токсичных продуктов горения, сгорели четыре вагона.

28 октября 1995 года в Бакинском метрополитене при отправлении пятивагонного электропоезда со станции «Улдуз» возник пожар в электротехническом отсеке – под полом четвертого вагона. В результате неправильно установленной системы тоннельной вентиляции и при отсутствии организованной эвакуации пассажиров погибли 286 человек.

Сгорели два вагона.

Были и другие пожары в вагонах производства «Метровагонмаша».

Мероприятия по улучшению противопожарной защиты электропоездов в 1990-е годы, тщательное исследование причин возникновения и развития вышеописанных пожаров, а также их последствий позволили сформулировать целый ряд мероприятий, подлежащих срочной реализации:

  • повышение надежности электротехнических узлов подвагонного оборудования;
  • совершенствование электрических схем и их защиты на вагонах;
  • – применение в электрических схемах кабелей с оболочкой, не распространяющей горение;
  • – уменьшение пожарной нагрузки в конструкции вагонов;
  • – применение малоопасных по токсичности и дымообразованию отделочных материалов для салонов вагонов;
  • – применение систем активной противопожарной защиты (автоматических систем тушения пожаров). Все эти пункты нашли свое отражение в Нормах пожарной безопасности НПБ 109-96 «Вагоны метрополитена.
  • Противопожарные требования»

В течение 1997–1999-х гг. была проведена модернизация электрооборудования вагонов: электрические кабели заменили на кабели с оболочкой, не распространяющей горение, а все деревянные ящики аккумуляторных батарей – на металлические, благодаря этому существенно уменьшилась пожарная нагрузка в вагонах.

Для Цитирования:
В. П. Прохоров, Пожарная безопасность пассажирских перевозок на московском метрополитене. Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2018;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: