Пожар в электропоезде на станционном пути станции «Октябрьская» в Московском метрополитене 10 июня 1981 года возник в деревянном ящике аккумуляторной батареи под вагоном. Неправильные действия персонала метрополитена, слишком поздно отправившего сообщение о возгорании в пожарную охрану города, отсутствие технической возможности подать воду для тушения состава от водопровода метрополитена привели к тому, что сгорели четыре вагона. К счастью, пассажиры не пострадали.
17 января 1994 года в столице при выходе электропоезда из электродепо «Владыкино» загорелся последний вагон.
Состав остановился в рампе. В соответствии с действовавшими тогда инструкциями большую часть состава оставили стоять в тоннеле (а два вагона – на парковых путях электродепо), хотя была техническая возможность вывести состав из тоннеля и обеспечить благоприятные условия для его тушения. Ликвидация пожара в тоннеле была чрезвычайно сложной. Некоторые пожарные пострадали из-за сильного воздействия высоких температур и токсичных продуктов горения, сгорели четыре вагона.
28 октября 1995 года в Бакинском метрополитене при отправлении пятивагонного электропоезда со станции «Улдуз» возник пожар в электротехническом отсеке – под полом четвертого вагона. В результате неправильно установленной системы тоннельной вентиляции и при отсутствии организованной эвакуации пассажиров погибли 286 человек.
Сгорели два вагона.
Были и другие пожары в вагонах производства «Метровагонмаша».
Мероприятия по улучшению противопожарной защиты электропоездов в 1990-е годы, тщательное исследование причин возникновения и развития вышеописанных пожаров, а также их последствий позволили сформулировать целый ряд мероприятий, подлежащих срочной реализации:
- повышение надежности электротехнических узлов подвагонного оборудования;
- совершенствование электрических схем и их защиты на вагонах;
- – применение в электрических схемах кабелей с оболочкой, не распространяющей горение;
- – уменьшение пожарной нагрузки в конструкции вагонов;
- – применение малоопасных по токсичности и дымообразованию отделочных материалов для салонов вагонов;
- – применение систем активной противопожарной защиты (автоматических систем тушения пожаров). Все эти пункты нашли свое отражение в Нормах пожарной безопасности НПБ 109-96 «Вагоны метрополитена.
- Противопожарные требования»
В течение 1997–1999-х гг. была проведена модернизация электрооборудования вагонов: электрические кабели заменили на кабели с оболочкой, не распространяющей горение, а все деревянные ящики аккумуляторных батарей – на металлические, благодаря этому существенно уменьшилась пожарная нагрузка в вагонах.