По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.43.068

Повышенное водо- и паровыделение из выпускного тракта ДВС — диагностический признак хода безразборного ремонта ДВС трибосоставами

Дунаев А. В. д-р техн. наук, главный специалист, ФГБНУ «ФНАЦ ВИМ», Москва. Е-mail: dunaev135@mail.ru,
Шарифуллин С. И. д-р техн. наук, профессор, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань. Е-mail: saidchist@mail.ru

Обобщены данные об избыточном водовыделении из выпускного тракта ДВС при его трибообработке серпентиновыми составами, что не соответствует обычным представлениям о работе ДВС. Приведены некоторые версии причин явления как признака начала безразборного ремонта изношенных сопряжений ДВС. Для оптимизации этого процесса предложено корректировать дозу вводимого трибосостава в соответствии с характером водовыделения.

Литература:

1. Балабанов В. И., Потапов Г. К. Способ безразборного восстановления трущихся соединений // Патент РФ 2062821. 1996. — Бюл. № 18.

2. Долгополов К. Н., Потеха В. Л., Любимов Д. Н. Трибология геомодифицированных смазочных материалов: монография. — Гродно: ГГАУ, 2013. — 430 с.

3. Дунаев А. В. и др. Гипотезы механизмов действия ремонтно-восстановительных серпентиновых трибосоставов // Нанотехника. — 2012. — № 4 (32). — С. 58–63.

4. Дунаев А. В. Модернизация изношенной техники с применением трибопрепаратов / А. В. Дунаев, С. Н. Шарифуллин. — Казань: Казан. ун-т, 2013. — 272 с.

5. Дунаев А. В., Филиппова Е. М. Нетрадиционная триботехника для повышения ресурса автотракторной техники. Итоги 25-летнего развития. — М.: ФГБНУ ГОСНИТИ, 2017. — 256 с.

6. Зуев В. В. Энергоплотность, свойства минералов и энергетическое строение Земли. — СПб.: Наука, 1995. — 128 с.

7. Лазарев С. Ю. О концептуальных вопросах исследований трибологии природных минеральных материалов. — М: Труды ГОСНИТИ. — Т. 124. — Ч. 2. — С. 47–52.

8. Пустовой И. Ф. 14-летний опыт питерской РВС-технологии. — М.: Труды ГОСНИТИ, 2011. — Т. 107. — Ч. 2. — С. 38–40.

9. Шабанов А. Ю. Очерки современной автохимии. Мифы или реальность. — СПб., 2004. — 216 с.

10. Xiao W., Junwei W., Xicheng W., Rende L., Qi C. The eff ect of serpentine additive on energy-saving and autoreconditioning surface lauer formation. Industrial Lubricant and Tribology, March 2017.

11. Костомахин М. Н. Датчики для системы мониторинга надежности тракторов / М. Н. Костомахин, А. Н. Воронов // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. — 2016. — № 3. — С. 24–29.

Использование природных минералов для повышения эксплуатационных характеристик механизмов и безразборного ремонта автотракторной техники насчитывает в России уже 30 лет [1–9]. Основа этому — научное открытие от 16.11.1995 № 323 «Свойство высокоэнергоплотных минеральных веществ изменять параметры триботехнических систем».

В открытии приведены показатели минералов, которыми можно частично решать проблему трения и износа деталей. Наиболее эффективными являются высокодисперсные порошки разновидностей серпентина (антигорит, хризотил, лизардит 1Т) с единой структурной формулой Mg6 [Si4 O10](OH)8 , хотя идентифицируются рентгенофазовым анализом различно. Так, при анализе 15 серпентинов на дифрактометре XRD 6000 Наноцентра ГОСНИТИ [4, 5] библиотека спектров ICDD показала в них до 12 несколько отличающихся минералов.

Эти минералы — добавки, а не присадки к маслам. Серпентиновые трибосоставы (или геомодификаторы трения, ГМТ) наращивают на железистых поверхностях в трении антифрикционные износостойкие покрытия сложного состава, а присадки улучшают рабочие свойства масел.

Безразборным ремонтом в РФ обработано более миллиона различных агрегатов: автотракторных ДВС, тепловозных и судовых дизелей, гидроагрегатов, КП, ведущих мостов машин и др. Эта технология применяетсяидет и в других странах [2, 8, 10]:

  • в Японии ремонт автомобилей производства ведут 27 техцентров;
  • то же — в Финляндии;
  • в Китае реализуется госпрограмма такого ТО на ж.-д. транспорте;
  • известна практика ремонта дизелей и оборудования судов в Германии, частных обработок моторов большегрузных карьерных автосамосвалов во Вьетнаме, автомоторов в Италии, Сан-Марино, Испании, Чехии, в других странах.

ООО «НПТК «СУПРОТЕК» (СПб) экспортировало в 30 стран Европы до 100 тыс. флаконов с серпентинами смазочных и промывочных масел, пластичных смазок, очистителей топливных систем ДВС, притирочные пасты. Серпентиновые трибосоставы, кроме 20 фирм России, производят в Японии, Германии, Швеции. Свои трибосоставы имеют некоторые европейские страны и США.

Для Цитирования:
Дунаев А. В., Шарифуллин С. И., Повышенное водо- и паровыделение из выпускного тракта ДВС — диагностический признак хода безразборного ремонта ДВС трибосоставами. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2018;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: