Использование природных минералов для повышения эксплуатационных характеристик механизмов для безразборного ремонта автотракторной техники насчитывает в России уже 30 лет [1–9]. Основа этому — научное открытие от 16.11.1995 № 323 «Свойство высокоэнергоплотных минеральных веществ изменять параметры триботехнических систем».
В открытии приведены показатели минералов, которыми можно частично решать проблему трения и износа деталей. Наиболее эффективными являются высокодисперсные порошки разновидностей серпентина (антигорит, хризотил, лизардит 1Т) с единой структурной формулой Mg6[Si4O10](OH)8, хотя идентифицируются рентгенофазовым анализом различно. Так, при анализе 15 серпентинов на дифрактометре XRD 6000 Наноцентра ГОСНИТИ [4, 5] библиотека спектров ICDD показала в них до 12 несколько отличающихся минералов.
Эти минералы — добавки, а не присадки к маслам. Серпентиновые трибосоставы (или геомодификаторы трения, ГМТ) наращивают на железистых поверхностях в трении антифрикционные износостойкие покрытия сложного состава, а присадки улучшают рабочие свойства масел.
Безразборным ремонтом в РФ обработано более миллиона различных агрегатов: автотракторных ДВС, тепловозных и судовых дизелей, гидроагрегатов, КП, ведущих мостов машин и др. Эта технология применяется и в других странах [2, 8, 10, 11]:
- в Японии ремонт автомобилей производства ведут 27 техцентров;
- то же — в Финляндии;
- в Китае реализуется госпрограмма такого ТО на ж.-д. транспорте;
- известна практика ремонта дизелей и оборудования судов в Германии, частные обработки моторов большегрузных карьерных автосамосвалов во Вьетнаме, автомоторов в Италии, Сан-Марино, Испании, Чехии, в других странах.
ООО «НПТК «СУПРОТЕК» (СПб) поставляло в 30 стран Европы до 100 тыс. флаконов с серпентинами смазочных и промывочных масел, пластичных смазок, очистителей топливных систем ДВС, притирочные пасты. Серпентиновые трибосоставы, кроме 20 фирм России, производят в Японии, Германии, Швеции. Свои трибосоставы имеют некоторые европейские страны и США.