По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 631.95 DOI:10.33920/sel-10-2502-01

Повышенное паровыделение из выпускного тракта ДВС как признак для применения трибопрепаратов

Дунаев А. В. д-р техн. наук, ФГБНУ ФНАЦ ВИМ, Е-mail: dunaev135@mail.ru
Костомахин М. Н. канд. техн. наук, вед. науч. сотр., ФГБНУ ФНАЦ ВИМ

В статье представлены данные об избыточном водовыделении из выпускного тракта ДВС при его трибообработке серпентиновыми составами, что не соответствует обычным представлениям о работе ДВС. Приведены некоторые версии причин явления как признака начала безразборного ремонта изношенных сопряжений ДВС. Для оптимизации этого процесса предложено корректировать дозу вводимого трибосостава в соответствии с характером водовыделения.

Литература:

1. Балабанов В.И., Потапов Г.К. Способ безразборного восстановления трущихся соединений // Патент РФ 2062821. 1996. Бюл. № 18.

2. Долгополов К.Н., Потеха В.Л., Любимов Д.Н. Трибология геомодифицированных смазочных материалов: монография. — Гродно: ГГАУ, 2013. — 430 с.

3. Дунаев А.В. и др. Гипотезы механизмов действия ремонтно-восстановительных серпентиновых трибосоставов // Нанотехника. — 2012. — № 4 (32). — С. 58–63.

4. Дунаев А.В. Модернизация изношенной техники с применением трибопрепаратов / А. В. Дунаев, С. Н. Шарифуллин. — Казань: Казан. ун-т, 2013. — 272 с.

5. Дунаев А.В., Филиппова Е.М. Нетрадиционная триботехника для повышения ресурса автотракторной техники. Итоги 25-летнего развития. — М.: ФГБНУ ГОСНИТИ, 2017. — 256 с.

6. Зуев В.В. Энергоплотность, свойства минералов и энергетическое строение Земли. — СПб.: Наука, 1995. — 128 с.

7. Лазарев С.Ю. О концептуальных вопросах исследований трибологии природных минеральных материалов. — М: Труды ГОСНИТИ. — Т. 124. — Ч. 2. — С. 47–52.

8. Пустовой И.Ф. 14-летний опыт Питерской РВС-технологии // Труды ГОСНИТИ. — М., 2011. — Т. 107. — Ч. 2. — С. 38–40.

9. Шабанов А. Ю. Очерки современной автохимии. Мифы или реальность. — СПб., 2004. — 216 с.

10. Xiao W., Junwei W., Xicheng W., Rende L., Qi C. The effect of serpentine additive on energy-saving and autoreconditioning surface lauer formation // Industrial Lubricant and Tribology. — March 2017.

11. Дунаев, А. В. Перспективы развития диагностики самоходных машин в АПК / А. В. Дунаев, М. Н. Костомахин, А. Н. Воронов // Интеллектуальные машинные технологии и техника для реализации Государственной программы развития сельского хозяйства: Сборник научных докладов Международной научно-технической конференции, Москва, 15–16 сентября 2015 г. — М.: Всероссийский научно-исследовательский институт механизации сельского хозяйства, 2015. — Ч. 2. — С. 73–75. EDN URJFFD.

Использование природных минералов для повышения эксплуатационных характеристик механизмов для безразборного ремонта автотракторной техники насчитывает в России уже 30 лет [1–9]. Основа этому — научное открытие от 16.11.1995 № 323 «Свойство высокоэнергоплотных минеральных веществ изменять параметры триботехнических систем».

В открытии приведены показатели минералов, которыми можно частично решать проблему трения и износа деталей. Наиболее эффективными являются высокодисперсные порошки разновидностей серпентина (антигорит, хризотил, лизардит 1Т) с единой структурной формулой Mg6[Si4O10](OH)8, хотя идентифицируются рентгенофазовым анализом различно. Так, при анализе 15 серпентинов на дифрактометре XRD 6000 Наноцентра ГОСНИТИ [4, 5] библиотека спектров ICDD показала в них до 12 несколько отличающихся минералов.

Эти минералы — добавки, а не присадки к маслам. Серпентиновые трибосоставы (или геомодификаторы трения, ГМТ) наращивают на железистых поверхностях в трении антифрикционные износостойкие покрытия сложного состава, а присадки улучшают рабочие свойства масел.

Безразборным ремонтом в РФ обработано более миллиона различных агрегатов: автотракторных ДВС, тепловозных и судовых дизелей, гидроагрегатов, КП, ведущих мостов машин и др. Эта технология применяется и в других странах [2, 8, 10, 11]:

- в Японии ремонт автомобилей производства ведут 27 техцентров;

- то же — в Финляндии;

- в Китае реализуется госпрограмма такого ТО на ж.-д. транспорте;

- известна практика ремонта дизелей и оборудования судов в Германии, частные обработки моторов большегрузных карьерных автосамосвалов во Вьетнаме, автомоторов в Италии, Сан-Марино, Испании, Чехии, в других странах.

ООО «НПТК «СУПРОТЕК» (СПб) поставляло в 30 стран Европы до 100 тыс. флаконов с серпентинами смазочных и промывочных масел, пластичных смазок, очистителей топливных систем ДВС, притирочные пасты. Серпентиновые трибосоставы, кроме 20 фирм России, производят в Японии, Германии, Швеции. Свои трибосоставы имеют некоторые европейские страны и США.

Для Цитирования:
Дунаев А. В., Костомахин М. Н., Повышенное паровыделение из выпускного тракта ДВС как признак для применения трибопрепаратов. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2025;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: