Ситуация с коронавирусной инфекцией в России заставила многих работодателей оценить преимущества удаленного труда. Оперативно перевести работников на дистанционный труд смогли только те работодатели, которые имели необходимые условия для такого труда, остальным же пришлось постепенно внедрять дистанционную занятость либо содержать работников, освобождая их от работы. Безусловно, вариант дистанционной занятости оказался в этих условиях более привлекательным для работодателей, которым фактически удалось не приостанавливая работу, сохранить сотрудников и сэкономить на аренде офисов, коммунальных платежах, арендной плате.
Большинство мировых HR-экспертов отмечают, что дистанционная занятость — глобальный тренд на рынке труда [1]. Российские компании до последнего времени крайне редко прибегали к заключению трудовых договоров о дистанционной работе, однако очевидным становится тот факт, что дистанционный труд в России будет интенсивно развиваться, а значит и правовое регулирование вопросов дистанционной занятости потребует корректировки.
Трудовое законодательство определяет особенности регулирования труда дистанционных работников всего в нескольких статьях Трудового кодекса (далее ТК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 312.1 ТК РФ дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет.
Таким образом, для дистанционной работы характерны следующие ключевые признаки: во-первых, это работа вне места нахождения работодателя, его обособленного структурного подразделения, вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно подконтрольных работодателю; во-вторых, у работника отсутствует стационарное рабочее место и он не находится ежедневно на подконтрольных работодателю объектах или территории, в-третьих, для выполнения трудовой функции и для взаимодействия с работодателем используются информационно-коммуникационные сети общего пользования, в том числе сеть Интернет.