Деятельность Роскачества направлена на защиту прав потребителей и строится на принципах, опробованных при функционировании аналогичных организаций более чем в 40 странах мира. Например, институт мониторинга качества «Штифтунг Варентест» (Stiftung Warentest) обладает высочайшим уровнем доверия населения и производителей Германии среди госучреждений.
При проведении веерных исследований качества товаров эксперты Роскачества закупают образцы продукции там же, где их приобретают потребители, непосредственно в местах реализации, и отправляют их на испытания в независимые лаборатории по программе, разработанной совместно с ведущими научно-исследовательскими организациями, экспертным сообществом, отраслевыми объединениями.
Полученные результаты испытаний обсуждаются с потребителями производителями и доводятся до потребителей через подписку, социальные сети, форумы и СМИ также публикуются на официальном сайте.
Лучшим товарам после прохождения аудита производства присваивается Знак качества, наносимый непосредственно на упаковку продукции.
Новый «потребительский навигатор» позволяет россиянам делать осознанный выбор в пользу высококачественных товаров и отказаться от приобретения товаров с нарушениями. Таким образом, в результате своевременного информирования потребителей снижается вероятность приобретения ими товаров с нарушениями законодательства, а следовательно, предупреждаются нарушения прав потребителя.
Публикация результатов исследований приводит к активному движению на рынке, вытеснению некачественной продукции, росту уровня потребительской грамотности, т.е. к защите прав потребителя на получение качественной продукции и услуг.
К выбору товарных категорий для исследований широко привлекается общественность, в том числе путем проведения открытых голосований на информационном портале Роскачества, в СМИ, а в будущем планируется продолжать такое взаимодействие с потребителем через разработанное мобильное приложение.
С начала деятельности Роскачеством исследовано свыше полутора тысяч товаров народного потребления из более 40 категорий, среди которых самая большая доля исследований приходится на продукты питания: начиная от повседневно используемых сливочного и подсолнечного масел, и заканчивая праздничными деликатесами — красной икрой и красной рыбой, шампанского. В планах — к 2020 г. исследовать большинство товаров базовой потребительской корзины россиянина.