По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.5 DOI:10.33920/med-17–2008–06

Повышение прозрачности финансового обеспечения здравоохранения в Российской Федерации

Балынин Игорь Викторович канд. экон. наук, старший преподаватель департамента общественных финансов, ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», Россия, 125993, г. Москва, ГСП-3, Ленинградский просп., д. 49, e-mail: IVBalynin@fa.ru, ORCID iD: orcid.org/0000–0002–5107–0784
Терехова Татьяна Борисовна старший преподаватель департамента общественных финансов, ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ» Россия, 125993, г. Москва, ГСП-3, Ленинградский просп., д. 49 E-mail: tterehova@fa.ru, ORCID iD: orcid.org/0000–0002–5628–9080

В статье рассмотрена проблема обеспечения прозрачности финансового обеспечения здравоохранения в Российской Федерации. По итогам проведенного исследования на основе официальных данных Федерального казначейства об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации сделан вывод о значимости данного направления. При этом отмечено недостаточное внимание к проблеме прозрачности бюджетных расходов на финансовое обеспечение здравоохранения, которая может быть решена посредством предложенных авторами рекомендаций. Это будет иметь также позитивное влияние на повышение качества коммуникации органов государственной власти и органов местного самоуправления с населением.

Литература:

1. Горлова О.С. Управление бюджетными рисками: совершенствование организационно-правовых и методических основ / О.С. Горлова // Экономика. Налоги. Право. — 2017. — № 6. — С. 46–53.

2. Кашбразиев Р.В. Открытость экономики как условие развития международной кооперации / Р.В. Кашбразиев // Вестник Финансового университета. — 2015. — № 4 (88). — С. 122–131.

3. Сергиенко Н.С. Российский опыт обеспечения транспарентности публичных финансов / Н.С. Сергиенко // Аудит и финансовый анализ. — 2017. — № 3–4. — С. 257–264.

4. Намитулина А.З., Терехова Т.Б., Ханова Л.М. Пути оптимизации организации бюджетного процесса в Российской Федерации на современном этапе / А.З. Намитулина, Т.Б. Терехова, Л.М. Ханова // Экономика и предпринимательство. — 2018. — № 2 (91). — С. 93–96.

5. Сергиенко Н.С. «Бюджет для граждан»: опыт регионов и муниципальных образований / Н.С. Сергиенко // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. — 2017. — № 1. — С. 49–51.

6. Солянникова С.П. Ответственная бюджетная политика в условиях высокого уровня неопределенности: правила разработки и критерии оценки / С.П. Солянникова // Инновационное развитие экономики. — 2016. — № 3–2 (33). — С. 91–96.

7. Понкратов В.В. Повышение качества бюджетного планирования в России / В.В. Понкратов // Финансовая жизнь. — 2017. — № 4. — С. 91–94.

8. Федяева О.А. Информатизация системы здравоохранения в России: проблемы и предложения по их решению / О.А. Федяева // Научные записки молодых исследователей. — 2019. — Т. 7. — № 5. — С. 65–73.

9. Федяева О.А. Практика финансирования здравоохранения в Российской Федерации: проблемы и решения / О.А. Федяева // Аудит и финансовый анализ. — 2019. — № 6. — С. 211–216.

10. Федеральное казначейство [Электронный ресурс]. — URL: https://roskazna.ru/.

11. Зацаринная Е.И., Проданова Н.А. Учет труда медицинских работников и его оплаты / Бухучет в здравоохранении. — 2019. — № 5. — С. 23–34 [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — URL: https:/elibrary.ru/item.asp?id=38228911.

12. Garnov A.P., Prodanova N.A., Garnova V.Y., Kamchatova E.Y., Zatsarinnaya E.I., Latushkina T.S. (2020) The Coronavirus Pandemic and Business: A Time of Collapse or a Time of New Opportunities? International Journal of Psychosocial Rehabilitation. Volume 24, Issue 8, Pages: 4711–4719.

1. Gorlova O.S. Management of budgetary risks: improving the organizational and legal and methodological foundations // Economics. Taxes. Law. — 2017. — №. 6. pp. 46–53.

2. Kashbraziev R.V. Open economy as a condition for the development of international cooperation / R.V. Kashbraziev // Bulletin of the Financial University. 2015. №. 4 (88). pp. 122–131.

3. Sergienko N.S. Russian experience of ensuring transparency of public finances / N.S. Sergienko // Audit and financial analysis. 2017. №. 3–4. pp. 257–264.

4. Namitulina A.Z., Terekhova TB, Khanova L.M. Ways to optimize the organization of the budget process in the Russian Federation at the present stage / A.Z. Namitulina, T.B. Terekhova, L.M. Khanova // Economics and Entrepreneurship. 2018. № 2 (91). pp. 93–96.

5. Sergienko N.S. “Budget for citizens”: the experience of the regions and municipalities / N.S. Sergienko // Bulletin of the Tula branch of the Financial University. 2017. №. 1. pp. 49–51.

6. Solyannikova S.P. Responsible budget policy in conditions of a high level of uncertainty: development rules and evaluation criteria // Innovative development of the economy. 2016. №. 3–2 (33). pp. 91–96.

7. Ponkratov V.V. Improving the quality of budget planning in Russia // Financial life. — 2017. — №. 4. pp. 91–94.

8. Fedyaeva O.A. Informatization of the healthcare system in Russia: problems and suggestions for their solution / O.A. Fedyaeva // Scientific notes of young researchers. 2019. Vol. 7. №. 5. pp. 65–73.

9. Fedyaeva O.A. Health financing practice in the Russian Federation: problems and solutions / O.A. Fedyaeva // Audit and financial analysis. 2019. № 6. pp. 211–216.

10. Federal Treasury. — [Electronic resource]. — Access mode: https://roskazna.ru/.

11. Zatsarinnyi E.I., Prodanova N.A. Accounting for healthcare workers and billing / accounting in healthcare. 2019. № 5. Pp. 23–34. [Electronic resource] — Electron. dan. — Access mode: https:/elibrary.ru/item.asp?id=38228911.

12. Garnov A.P., Prodanova N.A., Garnova V.Y., Kamchatova E.Y., Zatsarinnaya E.I., Latushkina T.S. (2020) The Coronavirus Pandemic and Business: A Time of Collapse or a Time of New Opportunities? International Journal of Psychosocial Rehabilitation. Volume 24, Issue 8, Pages: 4711–4719.

Актуальность исследования обусловлена огромной значимостью вопросов финансового обеспечения здравоохранения в настоящее время. Это связано не только с проблемами преодоления распространения коронавирусной инфекции, но и с поставленными задачами по повышению качества жизни населения. Особое внимание в этом процессе должно быть уделено, по мнению авторов, повышению прозрачности финансового обеспечения здравоохранения.

разработка предложений по повышению прозрачности финансового обеспечения здравоохранения в Российской Федерации.

проанализировать финансовое обеспечение здравоохранения в Российской Федерации за счет средств разных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, сформировать представление о подходах к трактовке понятия «прозрачность» в бюджетном законодательстве Российской Федерации, предложить мероприятия по повышению прозрачности общественных финансов.

Конечно, в последние годы в научной литературе активно обсуждались вопросы модернизации финансового обеспечения здравоохранения [8], в том числе в контексте совершенствования в условиях цифровизации социально-экономического процесса и более активного развития информационного компонента [9]. Также активно уделялось внимание вопросам повышения прозрачности общественных финансов [3; 5] и открытости экономики [2], что особенно важно в контексте проведения ответственной бюджетной политики [6], предполагающей управление бюджетными рисками [1] и повышение качества бюджетного планирования [7].

Аналитическая часть исследования основана на официальных данных Федерального казначейства об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2012–2019 годы.

Важно отметить, что в Российской Федерации финансовое обеспечение здравоохранения осуществляется за счет средств разных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В частности, в таблице 1 представлена структура финансового обеспечения социальной сферы в Российской Федерации в 2012–2019 годах за счет средств федерального бюджета. По данным анализа необходимо сделать вывод о том, что наибольшая доля (70–79% в зависимости от года) приходится на раздел 10 классификации расходов («Социальная политика») и это связано с финансовым обеспечением предоставления материнского капитала, трансфертов бюджету Пенсионного фонда в связи с выпадающими доходами за счет применения как пониженных тарифов страховых взносов, так и непосредственно трансферта на обязательное пенсионное страхование. В целом структура расходов на протяжении всего периода достаточно стабильна, но динамика прироста расходов на финансовое обеспечение социальной сферы ниже, чем суммарного объема расходов федерального бюджета (на 27,19% против 41,21%). По таблице наглядно видно, что объем финансового обеспечения здравоохранения составляет немногим более 700 млрд руб. в 2019 году. При этом это лишь 10% от суммарного объема финансового обеспечения социальной сферы (что наглядно представлено в таблице 1).

Для Цитирования:
Балынин Игорь Викторович, Терехова Татьяна Борисовна, Повышение прозрачности финансового обеспечения здравоохранения в Российской Федерации. Бухучет в здравоохранении. 2020;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: