Актуальность исследования обусловлена огромной значимостью вопросов финансового обеспечения здравоохранения в настоящее время. Это связано не только с проблемами преодоления распространения коронавирусной инфекции, но и с поставленными задачами по повышению качества жизни населения. Особое внимание в этом процессе должно быть уделено, по мнению авторов, повышению прозрачности финансового обеспечения здравоохранения.
разработка предложений по повышению прозрачности финансового обеспечения здравоохранения в Российской Федерации.
проанализировать финансовое обеспечение здравоохранения в Российской Федерации за счет средств разных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, сформировать представление о подходах к трактовке понятия «прозрачность» в бюджетном законодательстве Российской Федерации, предложить мероприятия по повышению прозрачности общественных финансов.
Конечно, в последние годы в научной литературе активно обсуждались вопросы модернизации финансового обеспечения здравоохранения [8], в том числе в контексте совершенствования в условиях цифровизации социально-экономического процесса и более активного развития информационного компонента [9]. Также активно уделялось внимание вопросам повышения прозрачности общественных финансов [3; 5] и открытости экономики [2], что особенно важно в контексте проведения ответственной бюджетной политики [6], предполагающей управление бюджетными рисками [1] и повышение качества бюджетного планирования [7].
Аналитическая часть исследования основана на официальных данных Федерального казначейства об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2012–2019 годы.
Важно отметить, что в Российской Федерации финансовое обеспечение здравоохранения осуществляется за счет средств разных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В частности, в таблице 1 представлена структура финансового обеспечения социальной сферы в Российской Федерации в 2012–2019 годах за счет средств федерального бюджета. По данным анализа необходимо сделать вывод о том, что наибольшая доля (70–79% в зависимости от года) приходится на раздел 10 классификации расходов («Социальная политика») и это связано с финансовым обеспечением предоставления материнского капитала, трансфертов бюджету Пенсионного фонда в связи с выпадающими доходами за счет применения как пониженных тарифов страховых взносов, так и непосредственно трансферта на обязательное пенсионное страхование. В целом структура расходов на протяжении всего периода достаточно стабильна, но динамика прироста расходов на финансовое обеспечение социальной сферы ниже, чем суммарного объема расходов федерального бюджета (на 27,19% против 41,21%). По таблице наглядно видно, что объем финансового обеспечения здравоохранения составляет немногим более 700 млрд руб. в 2019 году. При этом это лишь 10% от суммарного объема финансового обеспечения социальной сферы (что наглядно представлено в таблице 1).