Успешность бизнеса перевозчиков зависит не только от профессионализма персонала и технического состояния машин. Даже при наилучших условиях существует предел эффективности и производительности в транспортных услугах, установленный современными правилами и законами. К таким факторам можно отнести требования охраны труда водителя, которые устанавливают допустимую продолжительность смены и обязательные перерывы на отдых, ограничение проезда грузового транспорта по определенным зонам в дневное время суток, ограничения скорости. Эти и им подобные условия не позволяют транспортным компаниям наращивать производительность, сглаживая различия между лидерами отрасли и их менее успешными конкурентами.
Поэтому в профессиональной среде все больше укрепляется понимание, что сокращение времени, когда машина просто стоит и ждет даст лучший результат для бизнеса, нежели определение лучшего маршрута движения. А для этого необходимо учитывать все возникающие простои, выяснить их причину и найти способ их избежать в будущем. В этой статье мы постараемся разобраться в проблеме простоя коммерческого транспорта.
Начнем с того, что рассмотрим, как проходит ежедневная работа машины и определим, какие в это время могут возникнуть интервалы, когда машина фактически не задействована в работе. Понятие «работа» в данном случае означает, что машина используется для деятельности, которая приносит ее владельцу доход, то есть, в транспортном средстве перевозятся грузы или пассажиры. Следовательно, все остальное время, которое машина не используется по своему прямому назначению является «простоем». Таким образом очевидно, что для коммерческого автомобиля, может быть, только два состояния и в любом продолжительном временном отрезке эта машина часть времени будет работать, а другую часть времени — простаивать. Нас интересуют именно перерывы в эксплуатации транспортного средства.
Их тоже можно разделить на два типа. Первый тип — организационные простои. К этой категории относятся все периоды времени, отделяющие предыдущий рейс машины от следующего, то есть — когда данная машина не выпущена на линию. Второй тип — операционные простои, к которым относятся все остановки, возникшие непосредственно во время работы, когда машина находится в рейсе.