Введение. Зубчатые колеса широко применяют в различных машинах, механизмах и приборах и являются важными элементами этих устройств, так как от качества их изготовления в значительной мере зависят эксплуатационные свойства, в первую очередь надежность изделий. Актуальность проблемы повышения нагрузочной способности зубчатых колес, которое выражается в повышении износостойкости, контактной и изгибной прочности, со временем только увеличивается, так как в современном машиностроении неизменно возрастают скорости вращения и удельные нагрузки на все детали машин, в том числе и на зубчатые передачи. Задача усложняется тем, что увеличение напряженности работы зубчатых колес сочетается с необходимостью уменьшения их массогабаритных характеристик, затрат на материалы и увеличения ресурса работы, для повышения конкурентоспособности изделий в условиях рыночной экономики. Необходимо понимать, что повышение нагрузочной способности зубчатых колес является комплексной проблемой, связанной с такими факторами, как: геометрические параметры зацепления и материал детали, выбор метода получения заготовки, выбор операций механической обработки (в том числе отделочных), выбор методов упрочнения (термический, химико-термический, механический, термомеханический, электрохимический), условий работы изделия (температура, наличие смазочных материалов, своевременное техническое обслуживание и т. п.) и множеством других. Причем вышеперечисленные факторы являются значимыми как сами по себе, так и в сочетании друг с другом из‑за наличия такого явления, как технологическая наследственность, т. е. взаимосвязь конструкторских и технологических факторов с эксплуатационными показателями деталей машин [1–5].
В данной работе представлены два вида методов упрочнения, которые оказывают существенное влияние на нагрузочную способность зубчатых колес, — термическая и химико-термическая обработка. Рассмотрена суть происходящих при этом процессов, определены условия рационального применения данных методов и их технологические особенности.