Развитие нейротехнологий создало предпосылки для применения в реабилитации игровых нейротренингов. Нейротренинг основан на технологии интерфейсов «мозг-компьютер» (brain-computer interfaces, BCI), обеспечивающей отслеживание в режиме реального времени биоэлектрических сигналов головного мозга для выявления функционально активных моторных и когнитивных зон активности головного мозга при выполнении воображаемых целевых действий человека в реалистичной виртуальной игровой среде и закрепления этих действий на основе биологической обратной связи (neurofeedback). Уже имеются практические примеры того, как включение занятий на спортивных игровых нейротренажерах в тренировочный процесс позволяет спортсменам добиваться высоких результатов в соревнованиях [1, 2]. Нейротренинг позволяет реализовать прямое, непосредственное воздействие (нагрузку) на мозг. Считается, что многократное повторение такого воздействия восстанавливает моторные и когнитивные функции за счет механизмов нейропластичности [3–6]. Имеются подтверждения эффективности нейротренинга в спорте как средства, способствующего улучшению моторных навыков и когнитивных способностей спортсменов при подготовке к соревнованиям [7–11].
У авторов возникло предположение, что занятия на игровом спортивном нейротренажере могут быть потенциально эффективны в программах реабилитации пациентов с двигательными нарушениями при различных патологиях. Тем более, что существуют исследования, демонстрирующие эффективность применения неигровых нейротренажеров в реабилитации постинсультных пациентов [12, 13].
Применение игровых спортивных нейротренажеров интересно в первую очередь тем, что оно позволяет через спортивную геймификацию максимально задействовать вовлеченность пациентов в процесс реабилитации, их мотивацию и тем самым улучшить результаты реабилитации. Мотивация играет статистически значимую роль в достижении успеха реабилитации [14, 15]. Вклад фактора мотивации в успех реабилитации может достигать 25 % (рассчитано на основании [16]). При этом подтверждено, что геймификация способствует повышению приверженности пациентов к процессу реабилитации и улучшению функциональных исходов [17].