Любая компания (и строительство — не исключение) должна бороться за клиентов. Если организация хочет полноценно функционировать на рынке, она должна быть конкурентоспособной. Конкурентоспособность — это способность к реализации потенциала, обеспечивающего конкурентные преимущества перед другими участниками рынка в долгосрочной перспективе. Обратившись к практике можно увидеть, что у руководителей компаний вызывают трудности улучшение конкурентных позиций ввиду отсутствия полноценной стратегии, а также финансово-экономические цели и контроль за их достижением. Именно от правильно подобранного поведения компании в конкурентной среде зависит ее функционирование.
В России строительная отрасль развивается быстрыми темпами. Она включает в себя организации, занимающиеся:
• Проектированием.
• Монтажом (в том числе энергетического, транспортного и технологического оборудования).
• Производством строительных работ.
• Производством стройматериалов, конструкций и изделий.
В настоящее время компании, функционирующие в строительной отрасли, осуществляют свою деятельность при следующих условиях:
• Недостаточная развитость смежных отраслей (в том числе — отвечающих за обеспечение необходимой инфраструктурой).
• Высокий уровень привлекательности отрасли для вложений (трудовых, финансовых и т.д.).
• Воздействие конкурентоспособности компании на объемы реализации продукции.
• Структура отрасли сложна и динамична.
• Высокий уровень бюрократизации, с которым представители отрасли сталкиваются на всех этапах производства строительных работ.
• Зависимость от политической ситуации.
• Воздействие основных фондов на эффективность функционирования.
• Большой объем нормативной документации, подлежащей актуализации, пересмотру и адаптации под происходящие изменения.
В настоящий момент на строительном рынке Российской Федерации функционирует свыше 200 тыс. предприятий, большая часть которых относится к малому и среднему бизнесу. Поэтому для отечественной строительной отрасли предприятия МСБ имеют важное значение. Объем работ, производимых малыми и средними строительными предприятиями, составляет порядка 22 %. Во многих российских регионах малые и средние предприятия отдают предпочтение следующим направлениям деятельности: производство стройматериалов и конструкций, возведение объектов жилой недвижимости, проектирование особых разделов проектной документации.