По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.313

Повышение качества ремонта коллекторно-щеточного узла машин постоянного тока

С.В. Петроченко канд. техн. наук, доцент, А.А. Федоров, канд. техн. наук, доцент, Омский государственный технический университет, г. Омск, пр. Мира д. 11.

В статье указаны недостатки существующей технологии ремонта коллекторов машин постоянного тока, на основании представленных недостатков предложены современные технологии повышения качества ремонта коллекторно-щеточного узла машин постоянного тока.

Литература:

1. Красковская, С.Н. Текущий ремонт и техническое обслуживание электровозов постоянного тока [Текст] / С.Н. Красковская, Э.Э. Ридель, Р.Г. Черепашенец. — М.: Транспорт, 1989. — 408 с.

2. Солдаткин, А.В. Влияние поверхностной пластической обработки на медные пластины коллекторов тяговых электродвигателей локомотивов при их ремонте [Текст] / А.В. Солдаткин // Труды второй междунар. отраслевой научно-технической конф. «Актуальные проблемы развития железнодорожного транспорта и роль молодых ученых в их решении», ноябрь 2000 г: / Ростовский гос. университет путей сообщения. — Ростов-на-Дону, 2000. — С 73−75.

3. Петроченко, С.В. Технология повышения качества рабочей поверхности коллекторов машин постоянного тока при ее механической обра- ботке [Текст] / С.В. Петроченко, А.А. Федоров // Омский научный вестник. Серия «Приборы, машины и технологии». — № 1 (127). 2014. — С. 113–117.

В существующей технологии ремонта машин постоянного тока (МПТ), для достижения шероховатости коллектора Ra = 0,63 мкм применяется обтачивание токарным резцом с режущей частью из ВК8 и шлифование абразивными полотнами Р320; Р400 или брусками марки Р16, Р17Б [1].

В настоящее время обточка рабочей поверхности коллектора на установленных режимах резания инструментом из ВК8, с необоснованными значениями геометрических параметров режущей части инструмента, приводит к образованию заусенцев на кромках коллекторных пластин, снижающих коммутацию МПТ. Операция, связанная с зачисткой заусенцев, является весьма трудоемкой и реализуется исключительно вручную.

Наряду с обточкой процесс шлифования имеет ряд существенных недостатков, снижающих качество изготовления и ремонта МПТ, таких как:

— зерна абразивного инструмента шаржируют материал поверхностного слоя коллектора, что приводит к повышению интенсивности механического и электроэрозионного изнашивания коллектора и щеток [1];

— шлифование абразивным полотном приводит к возникновению завалов на краях пластин глубиной до 0,2–0,5 мм, уменьшающих площадь контакта коллектор-щетка и, как следствие — ухудшение коммутации МПТ;

— шлифовальные полотна и полировальные бруски быстро «засаливаются».

Также достаточно остро стоит вопрос о приработки щеток на рабочей поверхности коллектора с целью получения заданного профиля щетки, соответствующего профилю коллектора, определенной шероховатости поверхности, соответствующей паре щетка-коллектор. Процесс приработки («притирки») щеток — операция трудоемкая и малопроизводительная, особенно для МПТ большой мощности ввиду того, что размеры и количество щеток, установленных на них соразмерны с мощностью МПТ. Так для того, чтобы притереть весь комплект щеток из 16 штук для тягового электродвигателя ТЛ- 2К1 требуется порядка 60–120 мин.

С учетом всех перечисленных недостатков на основании результатов, ранее проведенных исследований, авторами статьи предлагается:

Для Цитирования:
С.В. Петроченко, Повышение качества ремонта коллекторно-щеточного узла машин постоянного тока. Железнодорожник. 2021;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала