По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.43.068 DOI:10.33920/sel-10-2410-03

Повышение эксплуатационного ресурса и надежности машинно-тракторного парка безразборными методами триботехники

Дунаев А. В. канд. техн. наук, E-mail: dunaev135@mail.ru, ФГБНУ ФНАЦ ВИМ
Костомахин М. Н. канд. техн. наук, ФГБНУ ФНАЦ ВИМ

Парк отечественных тракторов, комбайнов значительно израсходовал эксплуатационный ресурс, имеет пониженную наработку на отказ, частые ремонты и высокие затраты на эксплуатацию: до 50 млрд руб. в год. Инженерная служба с.-х. предприятий значительно ослабла, большая часть работ по обслуживанию отечественных машин проводится силами самих владельцев техники, что обусловливает их низкое качество и частые отказы. В связи этим требуются новые методы и средства повышения надежности и ресурса машин, что коснется и импортной техники.

Литература:

1. Белый И.Ф., Меркулов А.Ф., Белый В.И., Голубев И.Г. Эффективное использование антифрикционных добавок к трансмиссионным и моторным маслам. — М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2011. — 52 с.

2. Дунаев А. В., Шарифуллин С. Н. Модернизация изношенной техники с применением трибопрепаратов. — Казань: Издание Казанского университета, 2013. — 272 с.

3. Дунаев А. В. Перспективы развития диагностики самоходных машин в АПК / А. В. Дунаев, М. Н. Костомахин, А. Н. Воронов // Интеллектуальные машинные технологии и техника для реализации государственной программы развития сельского хозяйства: Сборник научных докладов Международной научно-технической конференции. — 2015. — С. 73–75.

4. Остриков В. В., Бусин И. В., Попов С. В. Увеличение ресурса работающего моторного масла и повышение его противоизносных свойств // Труды ГОСНИТИ. — 2012. — Т. 109. — Ч. 1. — С. 81–84.

5. Пустовой И. Ф. 14-летний опыт Питерской РВС-технологии // Труды ГОСНИТИ. — 2011. — Т. 107. — Ч. 2. — С. 38–40.

6. Селютин Г. Е. и др. Применение модифицированных наноалмазов для увеличения ресурса узлов трения // Труды ГОСНИТИ. — 2011. — Т. 107. — Ч. 2. — С. 25–29.

7. Чечет В.А. Избирательный способ ремонта агрегатов машин // Труды ГОСНИТИ. — 2011. — Т. 107. — Ч. 2. — С. 34–37.

8. Шабанов А. Ю. Очерки современной автохимии. Мифы или реальность. — СПб., 2004. — 216 с.

Эффективным методом в повышении ресурса узлов трения машин и оборудования является образование в них апробированных за 25-летие антифрикционных покрытий безразборными триботехническими методами [1–5, 7, 8]. Эти приемы позволяют в 2–3 раза увеличить межремонтный срок даже изношенных агрегатов, на 5–20 % уменьшить расход топлива, до 30 % — эксплуатационные затраты, что повышает надежность и безопасность эксплуатации машин и оборудования [1, 2, 5, 7].

Безразборный технический сервис осуществляют введением в масла органических и неорганических веществ, масляных суспензий порошков мягких металлов, естественных или искусственных минералов. При этом или преобразуются поверхности трения, или повышается прочность смазки на них, или образуются антиизносные покрытия. Рентабельность безразборного сервиса 500–1200 % [1].

Этот технический сервис отвечает всем периодам жизненного цикла машин. Он может включать: обкатку приработочными составами; экспресс-контроль масел по «капельной пробе» при каждом виде ТО; диагностирование; в предремонтной эксплуатации — профилактику мягкими составами; очистку систем смазки, топливоподачи и охлаждения ДВС; а главное, при выработке ресурса любых агрегатов — повышение работоспособности изношенных, но не аварийных их узлов трения ремонтно-восстановительными составами; после ремонта — обкатку притирочными составами с заменой профилактическими [2, 5, 7]. Такой комплекс работ должен быть стандартизован.

25-летний опыт показал, что по комплексу качеств для безразборного ремонта машин в АПК применимы только минеральные трибосоставы: высокоизмельченные порошки серпентина, впервые созданные в Санкт-Петербурге [5, 8], наноалмазные «Карат-М» из Дзержинска, аналогичный «Карат-5» [6] и углеродные наноматериалы GRAF-SB из Красноярска.

Так, серпентиновые составы «РВС», «СУПРОТЕК» создают прочные антифрикционные покрытия (рис. 1), на 90 % состоят из углерода, сопротивление 10–300 Ом/см, обладают зеркальной чистотой и твердостью, прозрачностью — под ними видна механическая обработка. Их цвет оранжево-золотистый, они сгорают от действия электричеством, окрашиваются, гидрофобны, противостоят травлению и коррозии. Эффект обработки ДВС проявляется через час, усиливается в эксплуатации даже после смены масла и насухую. Высокая триботехническая эффективность серпентиновых составов показана, например, сравнительными испытаниями в наноцентре ГОСНИТИ (рис. 2).

Для Цитирования:
Дунаев А. В., Костомахин М. Н., Повышение эксплуатационного ресурса и надежности машинно-тракторного парка безразборными методами триботехники. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2024;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: