Как известно, повышение надежности автомобильных двигателей является важной проблемой для экономики страны. Отказы двигателей, обусловленные изнашиванием, вызывают длительный простой техники, значительный расход запасных частей, усложняет эксплуатацию автомобилей. В России на выпуск запасных частей расходуется до 50% средств, отведенных на выпуск новых машин [2–5].
Стоимость капитального ремонта автотракторных двигателей составляет 70–80% от их стоимости, а вторичный ресурс составляет 30–40% [2–5]. За весь срок службы автотракторных двигателей на обеспечение их работоспособности расходуется средств в 5–6 раз больше, чем на изготовление [2]. Значительная часть отказов двигателей приходится на смазочную систему (до 15%) [1]. Поэтому повышение надежности автотракторных двигателей совершенствованием процессов смазки является актуальной задачей.
Смазочная система ДВС должна обеспечивать оптимальный режим смазки основных деталей и узлов подшипников коленчатого вала, цилиндропоршневой группы, турбокомпрессора, механизма газораспределения и других элементов при запуске и прогреве, при установившейся работе, остановке и в течение всего срока службы.
При совершенствовании смазочной системы необходимо обеспечивать обоснованные оптимальные значения давления масла на различных режимах, стабильность (отсутствие пульсаций), стабильность на различных этапах эксплуатации. Для решения этих задач целесообразно использовать комплексный морфологическй метод [7]. Составим и проанализируем матрицу вариантов основных элементов и вариантов их исполнения для выбора рационального сочетания (таблица).
Проведем анализ вариантов сопоставлением преимуществ и недостатков.
Вариант А1 — масляный насос шестеренчатый.
Преимущества:
— жесткая связь со скоростным режимом двигателя; высокая надёжность;
— невысокая стоимость изготовления.
Недостатки:
— создает значительные колебания давления масла, проводящие к разрушению элементов смазочной системы; поглощает энергию на колебания;