По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.113.004.67

Повышение эффективности системы смазки автомобильных дизелей

А. С. Денисов д-р техн. наук, Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю. А., г. Саратов, E-mail: denisov0307@yandex.ru
Т. С. Темерсултанов Грозненский государственный технический нефтяной университет им. акад. М. Д. Миллионщикова, г. Грозный, E-mail: Temer_ts@mail.ru

В работе дана оценка эффективности использования компенсационного масляного насоса на различных этапах эксплуатации двигателя. Приведены рекомендации по установке компенсационного насоса, в качестве которого предлагается маслозакачивающий насос.

Литература:

1. Двигатели внутреннего сгорания / А. С. Хачиян, К.А. Морозов, В.Н. Луканин и др. М.: Машиностроение, 1986. 312 с.

2. Денисов А.С. Основы формирования эксплуатационно-ремонтного цикла автомобилей / А.С. Денисов. Саратов. Сарат. гос. техн. ун-т. 1999. 352 с.

3. Денисов А.С. Обеспечение надёжности автотракторных двигателей / А.С. Денисов, А.Т. Кулаков // Саратов. Сарат. гос. тех. ун-т. 2007. 422 с.

4. Денисов А.С. Основы работоспособности технических систем. Учебник. Саратов: Сарат. Гос. Техн. Ун-т, 2014. 312 с.

5. Авдонькин Ф.Н. Теоретические основы технической эксплуатации автомобилей / Ф.Н. Авдонькин. М.: Транспорт, 1985. 215 с.

6. Автомобиль КАМАЗ-4310 (43101), 43105 (43106). Руководство по среднему ремонту. 4310-3902001РС, Набережные Челны: ОАО «КамАЗ», 2010. 272 с.

7. Ермаков А. Н. Метод морфологического ящика Цвикки / А.Н. Ермаков. М.: 2006, 16 с.

8. Двигатели ЯМЗ-240М2, ЯМЗ-240НМ2, ЯМЗ-240ПМ2 Руководство по эксплуатации 240-3902150РЭ, Ярославль: ОАО «Автодизель» (ЯМЗ), 2015. 172 с.

9. Описание изобретения к патенту №2796181 (52) СПК F01M 1/02 (2023.02); F01M 1/20 (2023.02) Система смазки двигателя внутреннего сгорания. Кулаков А.Т., Калимуллин Р.Ф., Денисов А.С., Гафиятуллин А.А, Шерстнев Н.А., Темерсултанов Т.С., Нуретдинов Д.И., Пеньков Е.А., Галиев Р.М. Опубликовано: 17.05.2023 Бюл. №14.

Как известно, повышение надежности автомобильных двигателей является важной проблемой для экономики страны. Отказы двигателей, обусловленные изнашиванием, вызывают длительный простой техники, значительный расход запасных частей, усложняет эксплуатацию автомобилей. В России на выпуск запасных частей расходуется до 50% средств, отведенных на выпуск новых машин [2–5].

Стоимость капитального ремонта автотракторных двигателей составляет 70–80% от их стоимости, а вторичный ресурс составляет 30–40% [2–5]. За весь срок службы автотракторных двигателей на обеспечение их работоспособности расходуется средств в 5–6 раз больше, чем на изготовление [2]. Значительная часть отказов двигателей приходится на смазочную систему (до 15%) [1]. Поэтому повышение надежности автотракторных двигателей совершенствованием процессов смазки является актуальной задачей.

Смазочная система ДВС должна обеспечивать оптимальный режим смазки основных деталей и узлов подшипников коленчатого вала, цилиндропоршневой группы, турбокомпрессора, механизма газораспределения и других элементов при запуске и прогреве, при установившейся работе, остановке и в течение всего срока службы.

При совершенствовании смазочной системы необходимо обеспечивать обоснованные оптимальные значения давления масла на различных режимах, стабильность (отсутствие пульсаций), стабильность на различных этапах эксплуатации. Для решения этих задач целесообразно использовать комплексный морфологическй метод [7]. Составим и проанализируем матрицу вариантов основных элементов и вариантов их исполнения для выбора рационального сочетания (таблица).

Проведем анализ вариантов сопоставлением преимуществ и недостатков.

Вариант А1 — масляный насос шестеренчатый.

Преимущества:

— жесткая связь со скоростным режимом двигателя; высокая надёжность;

— невысокая стоимость изготовления.

Недостатки:

— создает значительные колебания давления масла, проводящие к разрушению элементов смазочной системы; поглощает энергию на колебания;

Для Цитирования:
А. С. Денисов, Т. С. Темерсултанов, Повышение эффективности системы смазки автомобильных дизелей. Грузовое и пассажирское автохозяйство. 2024;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: