Практически каждый предприниматель, открывающий новое предприятие, как указывают Бланк С. и Дорф Б., «движется вперед без дорожной карты и полагает, что в его случае готовые модели и шаблоны неприменимы… Но это не так. Путь к успеху нового предприятия неоднократно пройден и хорошо изучен» [1, с. 33–34]. Поэтому необходимо постоянно повышать эффективность проектного управления, используя успешный опыт организации проектных работ компаний-лидеров.
Проектная деятельность в организации осуществляется в рамках различных организационных форм, определяющих эффективность проектного управления. Так, в предприятиях торговли и ресторанного бизнеса развитие сети новых предприятий осуществляется в виде проектов. На первом этапе развития проектного управления в 1990-е годы, когда рынок строительных, проектных и консультационных услуг был еще не развитым и проектная инфраструктура отсутствовала, предприятиям торговли и ресторанного бизнеса приходилось самостоятельно устанавливать договорные отношения с многочисленными партнерами и подрядчиками, своими силами получать согласования, разрешения и лицензии, что было чрезвычайно трудоемко и неэффективно. Даже для заключения договора франчайзинга под известными брендами (Пицца Хат, КФС и др.), значительно превосходящими по потенциалу предложения российских франчайзеров («Дока Пицца», «Русское бистро» и т.п.), требовалось выезжать заграницу к их владельцам — компаниям PepsiCo, Tricon Global Restaurants и проводить там обучение менеджеров открываемых предприятий. Традиционная схема проектных работ или организационного взаимодействия внешних и внутренних участников проекта на этом выглядела следующим образом:
Недостатки традиционной формы взаимодействия участников проекта заключаются в том, что функции управления проектами были «раздроблены» и заказчик вынужден координировать работу и проектировщиков, и поставщиков, и строителей. Поэтому здесь постоянно возникали проблемы в случае сбоев в работе даже одного из подрядчиков (задержек с разработкой проекта, поставкой оборудования и т.д.), т.е. проектные работы были организованы неэффективно [2, с.162].